Понять талант – можно. По крайней мере, уверить себя в том, что ты его понимаешь. Понять гения
– невозможно. Невозможно изначально. По определению. Разве понимаем мы Солнце, за счёт которого
живём, существуем, лучезарной энергией которого питаемся ежедневно?
Она была любимой артисткой Сталина. Интересно, как изменилось бы выражение его обычно
невозмутимого лица, если бы он узнал, что та, кого все называли Фаиной Георгиевной Раневской, на
самом деле была не Георгиевной, и не Раневской, а Фаиной Григорьевной Фельдман, что отец её –
нефтепромышленник и миллионер, который, обладая немалой прозорливостью, в преддверии
революции на собственном корабле эмигрировал в Турцию, а её родной брат, чуть позже перебрался в
Америку и стал там удачливым бизнесменом.
«Компромат» на себя она бережно охраняла от посторонних глаз, что помогло ей не только
выжить, уцелев во времена сталинских репрессий, но и подняться на вершину Олимпа советского
кинематографа. Почему НКВД не заинтересовалось «непролетарским» происхождением известнейшей
актрисы остаётся лишь загадкой. Загадкой её неординарной личности и Судьбы. Хотя в жизни Фаины
Георгиевны было столько загадочного и таинственного, что на её примере можно было бы смело
изучать тайну природы человеческой жизни.
Почему она, выросшая в любви и достатке, не последовала вслед за своей семьей? Зачем
практически без средств к существованию осталась в России? Об этом можно только догадываться.
Она сделала Выбор. Тот самый, который рано или поздно приходится делать в жизни каждому из нас,
и от которого зависит вся наша дальнейшая Судьба.
Если сказать, что в Советском Союзе Фаина Раневская была популярной актрисой, это значит не
сказать ничего. Можно было бы кинуть в огромную толпу людей со всей «дурацкой» мощи палку, и там
не нашлось бы человека, который не знал бы эту замечательную актрису. Её любили до обожания,
смеялись до коликов над фильмами с её участием, говорили голосом её героинь. «Муля, не нервируй
меня…» – эти слова из фильма «Подкидыш» стали при жизни артистки народным афоризмом, который
повторяли не только евреи. Что может быть лучшим памятником артисту? И мало, кто знал, что эту
репризу, как и многие другие, запомнившиеся зрителям в полюбившихся фильмах, придумала сама
актриса.
Такой успех был тем более поразителен, если учесть, что в кино она не сыграла практически ни
одной главной роли. В фильмах «Весна», «Подкидыш», «Мечта», «Легкая жизнь», ставших не без её
участия кинобестселлерами, она сыграла роли второстепенные, эпизодические. Пожалуй, трудно найти
другой пример в истории мирового кинематографа, чтобы артист обрел огромную популярность, играя
не главные роли. Но может быть в этом и заключается искусство гения?
Почему её «маленькие» герои становились всенародными любимцами? Быть может потому, что
она НЕ ИГРАЛА, а жила ролью и её «маленький» человек, её героиня становились на время Фаиной
Раневской с той же глубокой иронией к жизни, юмором, насмешкой над собой? Раневская писала в
своих дневниках: «Я в последнее время не читаю ни Флобера, ни Мопассана. Это всё о людях,
которых они сочинили. А Толстой! Он их знал, он пожимал им руку или не здоровался…»
В отличие от других знаменитостей она не считала для себя зазорным исполнять эпизодические
роли. «Люблю играть эпизод, он в состоянии выразить больше, чем иная многословная роль»,-
писала в дневнике актриса.
Любопытно, что артистка никогда не учила текста специально. Рассказывала друзьям, что
запоминала его, когда начинала жить жизнью своего героя, когда узнавала о нём столько, сколько один
человек может знать о другом.