Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.11.2008
В возрасте 80 лет в Женеве скончался известный коллекционер и обладатель одного из лучших собраний произведений искусства Ян Крюгер (Крюжье). В свое время, оставив юношескую мечту стать художником, Крюгер прислушался к совету друга — итальянского скульптора и живописца Альберто Джакометти — и переквалифицировался в коллекционеры. Маленького роста, вспыльчивый и раздражительный, он стал одним из самых богатых и эксцентричных галеристов современности. Игнорируя традиции, он организовывал странные показы, на которых африканские ритуальные маски соседствовали с живописью XIII-XVII веков и лучшими образцами современного искусства. На создание собрания, которое некоторые эксперты называют лучшим в мире, у него ушло более 40 лет.
Галереи Крюгера в Швейцарии и Нью-Йорке специализируются на XIX-XX веках и включают работы таких мастеров, как Поль Сезанн, Марк Шагал, Фрэнсис Бэкон, Жорж Брак, Александр Калдер, Эдгар Дега и Анри Матисс.
Яник Яков Крыгер родился 12 мая 1928 года в небольшом польском городе Радом в семье обеспеченного еврейского предпринимателя. К слову сказать, отец тоже увлекался коллекционированием предметов искусства, но в гораздо более скромных масштабах. Мать умерла, когда Яну было пять лет, и, по его собственным воспоминаниям, мальчика воспитывали «мамзели», то есть гувернантки.
Как и мать, отец Яна рано ушел из жизни. В 1942 году, когда будущему коллекционеру исполнилось 14 лет, отец, ярый патриот Польши, погиб. Яна и его семью арестовали, мачеха и младший брат были убиты в концлагере Треблинка. Выживший Крюгер дважды совершал побег с поездов, направлявшихся в концлагеря. Несколько месяцев Ян скрывался лесах, прежде чем его все же поймали и отправили в Освенцим, где он стал свидетелем казни 8 000 человек, осуществленной за одну ночь. Работал на химической фабрике IG Farben, затем на военном заводе, где производились ракеты ФАУ-2. Потом был Берген-Бельзен, откуда его освободили британские войска в апреле 1945 года. Всю последующую жизнь Крюгер мучился воспоминаниями о годах заключения и до конца дней носил на руке вытатуированный номер.
После войны Крюгера усыновила богатая шведская семья, знавшая его родителей. Намереваясь сделать карьеру художника, он обучался в знаменитой школе искусств в Цюрихе. Окончив ее, отправился в Париж, где познакомился с итальянцем Альберто Джакометти, Сэмюэлом Беккетом и Пегги Гуггенхайм, а в 1952 году встретил Пабло Пикассо.
Выслушав критику в адрес своего творчества со стороны Анри Матисса, Крюгер бросил творчество и начал карьеру арт-дилера. Его авторитет в этой сфере рос с каждым днем, и вскоре Крюгер приобрел значительное влияние на рынке произведений искусства. В 1964 году в Лос-Анджелесе он встретил свою будущую вторую жену — Мэри-Энн Понятовскую, которая, кроме того, что имела в предках польских королей, была еще и одаренной художницей. Вместе они наскребли 12 000 долларов на покупку первой картины — классического пейзажа Жоржа Сера, положившего начало одной из самых лучших частных коллекций в мире.
В 1976 году Крюгер познакомился с Мариной Пикассо, внучкой и наследницей к тому времени уже три года как ушедшего из жизни знаменитого художника, и стал ее эксклюзивным агентом.
Крюгер пренебрежительно относился ко многим современным ему коллекционерам, будучи уверенным, что они руководствуются в первую очередь деньгами. Для Крюгера искусство являлось способом побороть страхи и ужасы, которые ему довелось испытать в нацистском плену.
«Коллекционирование — это вид психотерапии, — однажды заметил он. — Таким образом я пытаюсь закрыть ящик Пандоры и примириться с другими людьми».
Оксана Ширкина