Top.Mail.Ru

Всем известный Неизвестный

09.04.2010

Сегодня скульптору, художнику, графику Эрнсту Неизвестному исполняется 85 лет. Бунтарь, боец, прошедший фронты Великой Отечественной, он является одним из лучших ваятелей современности. Его экспрессивные, пластически мощные станковые и мемориальные произведения полны внутреннего трагического напряжения.

Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске в семье Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898-1979) и Беллы Абрамовны Дижур (1903-2006). Иосиф Моисеевич был детским врачом, которого знал весь город, Белла Абрамовна, по образованию химик-биолог, писала научно-популярные статьи и книги для детей.

 


ФОТО: Павел Антонов

Таланты Эрнста проявились рано. В детстве он занимался в художественной студии дворца пионеров. В 1942 году Эрнст ушел добровольцем на фронт. После окончания Туркестанского военного училища стал командиром роты десантного полка 2-го Украинского фронта. В последний месяц войны под Берлином он, юный командир взвода, поднимает своих солдат в атаку, получает тяжелейшее ранение; его эвакуируют с поля боя. Эрнста Иосифовича сочли погибшим и посмертно представили за проявленный героизм к званию героя Советского Союза.

Вернувшись из госпиталя, учился в Московском художественном институте им. Сурикова и одновременно на философском факультете МГУ. В 1962 году Неизвестный принимает участие в выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХ, где происходит его знаменитый конфликт с Хрущевым. Сам Неизвестный так описывает эту сцену: «Входит Хрущев, спрашивает, кто тут главный? Ильичев, курировавший в ЦК искусство, говорит: “Никита Сергеевич, главный вон тот”,— указывая на Неизвестного. “Ты пидарас?” — интересуется Хрущев. “Нет,— говорит Неизвестный.— Дайте мне девушку, и я сейчас докажу”. Хрущеву это нравится, он начинает слушать Неизвестного. Тот защищает интеллигенцию, объясняет ему величие Пикассо. “В этом человеке есть дьявол и ангел,— говорит Хрущев.— Дьявола мы уничтожим, а ангелу поможем”». После смерти Хрущева именно Неизвестный изваял его надгробный памятник на Новодевичьем кладбище.

Наиболее значительными произведениями Неизвестного советского периода являются «Прометей» в пионерском лагере Артек (1966) и «Цветок лотоса», сооруженный около Асуанской плотины в Египте (1971).

В 1976 году Эрнст Неизвестный уезжает из СССР «из-за эстетических разногласий с режимом», как он сам определил причины эмиграции. «В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы — бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза “Хрущев — второстепенный политик эпохи Эрнста Неизвестного”».


Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».

Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве: он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.


В 1995 году Эрнст Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В Магадане скульптор открыл памятник жертвам сталинских репрессий — семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.


Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова в столь солидном возрасте невозможно даже ему, обладающему видимо каким-то секретом творческого долголетия.

При подготовке статьи использовались следующие источники: Peoples.ru, сайт канала «Культура», «КоммерсантЪ-Власть», «Огонек», «Аргументы и Факты», «Итоги».

 

Николай Лебедев

{* *}