Top.Mail.Ru

Илья Хржановский

12.04.2001

Кудрявый 25-летний парень в очках, он поражает напористостью, убеждает логикой своей концепции развития молодого кино в России. Вчерашний выпускник ВГИКа, дипломированный режиссер Илья Хржановский знает, что и как надо делать, а потому ведет за собой группу единомышленников и «товарищей по несчастью». Как и он, большинство из них сняли одну-две короткометражки, но в голове много больших проектов и, главное, они знают, где сегодня можно достать деньги на кино.

А сидеть и ждать у моря погоды группа Хржановского не хочет. А потому выработала программу и с юношеским пылом пробивает на всех уровнях свой «Центр молодого кино России». Прежде бы над ними только посмеялись — теперь такая «инициатива снизу» находит понимание..

Сегодня Илья Хржановский, сын известного режиссера-аниматора, лауреата Государственной премии Андрея Хржановского, — наш собеседник.

- Илья, у каждого художника свои амбиции, свой взгляд на искусство. Легко ли было вам собрать группе единомышленников, лоббистов «Центра молодого кино»?

- Людей, активно занимающихся кино, не так много, все они друг друга знают. Они могут по-разному друг к другу относиться человечески и творчески, но — как говорил товарищ Сталин, «других писателей у нас для вас нет». И других товарищей у нас нет, так что, не смотря на расхождения по многим позициям, мы относимся друг к другу, как правило, с уважением. Каждый понимает, что без взаимной поддержки, поодиночке нам грозит гибель — если не физическая, то профессиональная. Есть опасность что то, на что мы рассчитываем в творческой жизни, не состоится. Радужных перспектив у нашего поколения нет. Ясно, что нужно выходить какой-то волной, какой-то компанией, чтобы не остаться одиночками, которые сняли первую работу и годами с коробкой пленки под мышкой кочуют с одного фестиваля (пусть даже зарубежного) на другой. Вот мы и пытаемся выработать некую систему вхождения молодых в большое кино.

- То, что было до вас, вас не устраивало?

- Так ведь системы распределения нет. Человек заканчивает ВГИК или Высшие курсы сценаристов и режиссеров и — оказывается выброшенным на улицу. Раньше даже самые бездарный выпускник ВГИКа становился, в худшем случае, ассистентом в какой-нибудь небольшой студии, и был обеспечен профессиональной работой, крошечными, но деньгами. Эта система разрушена, уничтожена. Сегодня человек, собирающийся заниматься кино и даже снявший какую-то работу, это никому ненужный персонаж, который должен побираться и напрашиваться в большие творческие структуры. Учитывая, что продюсерский институт в Росси не разработан, подобная система взаимоотношений общества с молодым кинематографистом не предвещает ничего хорошего. Поэтому любому молодому режиссеру ясно, что если он не является сам себе продюсером, он не осуществится.

- Ваш Центр должен жить на государственные деньги? Или сам их добывать?

- Может получать деньги и государственные, и негосударственные. Ведь ясно, что молодежь должны поддерживать все.

{* *}