Мало, кто знает, что Гарри Ньюмен — метр клавишной музыки, человек, без которого нельзя представить современную инструментальную музыку, в детстве часто слышал еврейские мелодии. Говорят, что прадед был клейзмером, и его скрипку приходили послушать со всего города. Самого Гарри тоже учили играть на скрипке, но он стал гениальным клавишником.
Электронные клавишные инструменты сейчас настолько прочно вошли в арсенал современных поп-музыкантов, что кажется, будто так было всегда. Множество стилей и направлений современной популярной, и в первую очередь танцевальной, музыки (драм-н-бейс, джангл, эсид хаус, техно и прогрессивный хаус, трип-хоп, эмбиент и др.) основаны исключительно на электронных, или преимущественно на электронных клавишных (синтезаторах, сэмплерах, секвенсорах, драм-машинах и т.д. и т.п.). А между тем, хотя первые электронные клавишные были изобретены достаточно давно (теремин и мартенот в 1928 г., Роберт Муг создал свой Мугсинтезатор в 1965 г.), длительное время их использовали только "серьезные" композиторы и исполнители и экспериментаторы-авангардисты. В поп-музыке вплоть до середины 70-х доминировали традиционные инструменты — гитары, барабаны, духовые и т.д., пусть и электрически усиленные.
Гарри Ньюмена сегодня называют "пионером синтезаторов" и "отцом-основателем" модного направления "электроника", его роль в широком введении электронных инструментов в популярную музыку трудно переоценить. Конечно, его творчество возникло не на пустом месте; в музыкальном отношении на него оказали большое влияние немецкая группа Kraftwerk, а в визуальном — Дэвид Боуи. Однако это отнюдь не умаляет заслуг Ньюмена. Во-первых, он начал интересоваться электронными инструментами в эпоху панк-революции, когда повсюду преобладали игравшие гитарный рок-н-ролл группы, а клавишные были в абсолютном загоне; в этом он пошел прямо против течения, за что ему должны сказать спасибо появившиеся гораздо позже все исполнители электронной музыки. Во-вторых, он был первым поп-музыкантом, пробившимся на самую вершину хит-парадов с чисто электронной музыкой, основанной исключительно на синтезаторах, сделал ее доступной и привлекательной широкой массе слушателей. И, в-третьих, он создал свой уникальный музыкальный стиль и мир образов, имеющих аналоги лишь в научно-фантастической и футуристической литературе и кино, он стал первой настоящей звездой электронного попа, ослепительно яркой и ни на кого не похожей.
Середина 90-х годов характеризуется новым всплеском интереса к личности и творчеству Ньюмена. В эпоху расцвета танцевальной музыки и клубной культуры, когда электронная музыка доминирует в чартах всех стран, вдруг выявился катастрофический дефицит звезд; техно, джангл и другие меняющиеся с катастрофической быстротой стили принесли безликость, в пределах одного стиля отличить одного исполнителя от другого практически невозможно. На этом фоне вдруг стало совершенно ясно, что в электронной поп-музыке фигуры, равной Ньюмену по масштабу и значимости, в 80-е и 90-е годы попросту не было.Сегодня целое поколение популярных современных артистов открыло для себя музыку Ньюмена. Beck регулярно исполняет на своих концертах попурри из песен Ньюмена, Hole во главе с небезызвестной Кортни Лав (вдовой Курта Кобейна) поют на сцене его самый популярный хит "Cars". Foo Fighters (группа бывшего ударника группы Nirvana Дейва Грола) записали для сериала "X-Files" ("Секретные материалы") свою версию "Down In The Park", a Marilyn Manson записали ту же песню вместе с Трентом Резнором из Nine Inch Nails.
Особенно ярким проявлением интереса к творчеству Ньюмена стал вышедший летом 1997 г. двойной альбом "Random", на котором различные исполнители предлагают свои версии его ставших уже классическими вещей. Среди других многочисленных "трибьютных" альбомов он выделяется, прежде всего, потрясающим набором исполнителей; можно без преувеличения сказать, что это сливки поп-музыки 90-х. Тут представлены как уже признанные, добившиеся успеха артисты (St.Etienne, EMF, Jesus Jones, The Orb, Pop Will Eat Itself), так и сенсации последнего сезона, последний писк моды (Republica, Kenickie, Moloko, Bis, Jimi Tenor). Простота мелодий и аранжировок в песнях Ньюмена оставляют артисту достаточно свободного места для яркой и красочной их интерпретации в своем собственном стиле.
Сам Гарри, никуда не пропадавший и продолжавший все эти годы выпускать пластинки и разъезжать с концертами к радости своих не таких уж малочисленных и очень преданных фэнов, был удивлен таким взрывом интереса к своей музыке. "Я привык, что люди не интересуются мной и моим творчеством, — сказал он в одном из недавних интервью. — Теперь вдруг оказывается, что люди любят меня, и это странно."
Да, все течет, все меняется в этом мире. Еще вчера казалось, что время Ньюмена безвозвратно ушло, что он вечно будет оставаться на периферии поп-галактики. А сегодня о нем снова все спрашивают, и, кажется, настало время вспомнить связанные с ним славные страницы истории музыки.