Хроники
Казни ради
Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...
25.10.2017
Биография Яши внешне проста. Родился 22 мая 1953 года. Несмотря на «пятый пункт», поступил и с отличием окончил одно из лучших отделений МГУ – экономической кибернетики экономического факультета. В 1975 году поступил на работу в Институт мировой экономики и международных отношений, где и защитил кандидатскую диссертацию. А во время перестройки приступил к главному делу своей жизни – исследованию реального развития отечественной экономики в период ее поистине революционного развития. Этим он занимался уже в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, где до последних дней работал главным научным сотрудником. Защитил докторскую, опубликовал под сотню статей и три книги. Часто выступал на конференциях, семинарах, а в качестве рецензента – на защитах кандидатских и докторских диссертаций.
Своими основными научными интересами Яков Паппэ называл институциональную экономику и развитие российского бизнеса, прежде всего – крупного. И его главные публикации были посвящены как раз этим темам: феномену российской олигархии и истории становления крупнейших российских компаний. Книга «Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993–2008 гг.», написанная в соавторстве с Яной Галухиной, стала, пожалуй, самой известной и обсуждаемой его работой.
«Хроники» были опубликованы в издательстве ВШЭ в 2009 году – вскоре после прихода Якова Паппэ на экономический факультет на кафедру микроэкономического анализа, где он почти десять лет был профессором. Начинал же свои исследования Яков Шаявич еще в МГУ, где он занимался моделированием экономических систем.
Выбранные им темы были далеко не банальны. Он взял на себя труд исследовать фактическое развитие экономической системы: собирать сложно формализуемые данные, изучать их динамику, делать политико-экономические заключения, развивать методологию и методику подобного рода анализа. Его книги, статьи и записанные выступления останутся востребованными и через десятки лет как материал для анализа экономических институтов в важнейший и интереснейший период российской истории.
В последние годы Яков Паппэ вел в ВШЭ курс по трансформации российской экономики – и должен был читать лекции бакалаврам и в наступающем учебном году, но судьба распорядилась иначе.
Безусловно, он был одним из лучших российских экономистов. Но я бы хотел сказать несколько слов и о его личности – поистине уникальной. Он умер в 64 года от приступа несмертельной астмы, развившейся в результате воспаления легких. Так получилось, что несколько лет назад мы болтали с ним о собственных похоронах. «Как думаешь, по еврейской традиции хоронить будут?» – спросил один из нас. Яша был человеком удивительно непафосным, обладающим чрезвычайно ясным и точным высказыванием. И на вопрос, смеясь, ответил: «А мне все равно, лишь бы люди пришли». Обладая прекрасным чувством юмора, свою еврейскую идентичность Яша воспринимал всерьез. И на похороны к Яше пришло очень много народу. Его любили за доброту, компетентность, педагогический дар. И несгибаемость.
Своей жизнью он являл пример несказанного мужества, стойкости, достоинства и судьбы, которую трудно было бы примерить на себя. У него был детский церебральный паралич – нарушены движения, речь и зрение. Но многочисленные хвори, от которых нельзя – как он это четко осознавал – избавиться, требовали, по его мнению, не снисхождения, а умения их преодолевать. И действительно, никому бы и в голову не приходило относиться к нему с жалостью или снисхождением. Об особенностях его речи влюбленные в его лекции студенты забывали на втором часу, работоспособность его была поразительной, и лишь немногие догадывались, как тяжело ему это всё дается – когда каждый шаг в прямом и переносном смысле был проблемой.
Из-за скрюченных болезнью рук Яша практически не мог пользоваться компьютером, и гигантские объемы информации – систематизированной наилучшим образом! – он хранил у себя в голове. Его выступления всегда были точными, аргументированными и убедительными. Он был превосходным лектором, и за него, как руководителя дипломных работ, шла жесткая борьба – он работал с теми, в ком разглядел будущего ученого.
Мне всегда казалось, что он страшно торопился – нет времени на свое здоровье, нет времени на внешний облик, нет времени на развлечения. Работа – вот главное! Но на что он не жалел времени – так это на общение. Будучи человеком очень внимательным к людям, он испытывал искреннее удовольствие от общения. И этого собеседника – умного, светлого, тонкого, с удивительным чувством иронии и самоиронии – нам будет очень не хватать. Уже не хватает.
Профессор Владимир Автономов, член-корреспондент РАН
Профессор Марк Левин, заведующий кафедрой микроэкономического анализа Высшей школы экономики
Наука
Пригрозил взысканием пяти миллионов долларов за клевету…
Наука
Обратитесь во Всемирную лигу сексуальных реформ. Там помогут...
Наука
Он ткнул студента-антисемита кинжалом в грудь...
Наука
Фрейд отправлял ей пакетики с кокаином: «Чтобы щечки были розовыми!»...
Хроники
Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...
Общество
«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...
Литература
Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...
Комментарии