Top.Mail.Ru

Отец порока

05.07.2019

Его именем названы самые страшные извращения и пороки. А Леопольд фон Захер-Мазох лишь назвал всё случившееся с ним своими именами.

Леопольд фон Захер-Мазох – известный немецкий писатель второй половины XIX века, чья родословная весьма витиевата. Еврейская кровь там была точно – его отец принадлежал к династии испанских евреев, осевших за два столетия до его рождения в Австрии. К слову, сам Леопольд является двоюродным прадедушкой знаменитой британской певицы Марианны Фейтфулл, известной сотрудничеством со многими известными музыкантами, в числе которых – Мик Джаггер и The Rolling Stones. Известно также, что Леопольд весьма часто обращался за советами к хасидским цадикам, а незадолго до смерти основал ассоциацию по борьбе с антисемитизмом в Центральной Европе.

Еврейская тема присутствует и в ряде произведений писателя: еврейские персонажи так или иначе появлялись в более чем 20 его новеллах. Непритязательные произведения писателя переведены на многие языки мира. Они легко читаются, в большинстве своем сентиментальны и так мало напоминают собой самое известное произведение Леопольда фон Захер-Мазоха – «Венера в мехах». Именно эта книга, опубликованная в 1870-м, послужила появлению в психиатрии и сексопатологии нового понятия – мазохизм.

Леопольд родился в 1836 году в городе Лемберге, в то время столице Галиции, а ныне – украинском Львове. Отец его – Леопольд фон Захер – руководил полицейским управлением, мать – Каролина Мазох – занималась воспитанием пятерых детей, старшим из которых и был Леопольд. По обоюдному согласию супругов дети носили двойную фамилию Захер-Мазох. Леопольду не было и десяти, когда поочередно умерли трое из его сестер и братьев. Тогда же он стал свидетелем крестьянского восстания, массовых погромов и убийств на территории Западной Галиции, вошедших в историю как «Галицийская резня». Для десятилетнего ребенка это были сильнейшие потрясения. С тех пор он более чем спокойно и даже с интересом относился к любым проявлениям жестокости. К примеру, увидев избиение на улице, он не бежал прятаться, а подходил ближе и внимательно всматривался в кровавые лица пострадавших. Он также любил подолгу изучать книги и картины, описывающие казни.

После окончания пражской гимназии Леопольд принялся изучать юриспруденцию и историю в университете Граца. Став доктором права, он остался работать приват-доцентом в Грацском университете. В 1858 году Леопольд анонимно опубликовал роман «Одна галицийская история. Год 1846», основанный на его детских впечатлениях от «Галицийской резни». Все меньше занимаясь академической деятельностью, Леопольд сосредоточился на литературном труде. Из-под его пера стали выходить рассказы, фельетоны, пьесы, исторические исследования и литературно-критические произведения – разной степени успешности.

Признание и слава, пусть и скандальная, пришли к нему в 1870-м после публикации его «Венеры в мехах». В основу этой повести, как утверждается, легли личные переживания и отношения писателя с некой Фанни фон Пистор. Сюжет, к которому неоднократно обращались современные режиссеры театра и кино, вкратце таков. Мужчина одержим эротической фантазией о женщине, которая бы унижала его. После долгих поисков он находит таковую и получает от нее желаемое унижение. Было ли это автобиографичное произведение или литературный вымысел, доподлинно неизвестно, но вот дальнейшие отношения Леопольда фон Захер-Мазоха были выстроены с повести как под копирку. Вскоре после публикации повести у него завязалась переписка с девушкой по имени Аврора фон Рёмелин. Вскоре она вышла замуж за 37-летнего Леопольда и взяла себе имя героини «Венеры в мехах» – Ванда, а затем переняла и все ее привычки.

О мазохистских сценариях семейной жизни писателя публика узнала уже после его смерти – благодаря опубликованным воспоминаниям Ванды фон Захер-Мазох под названием «История моей жизни». Если верить «Истории», Леопольд вынуждал Ванду жить по книге «Венера в мехах» и воплощать в жизнь его сексуальные фантазии, изложенные в этой книге. Ванда писала, что за отказ выполнять его требования он прекращал выделять ей деньги и пугал творческим кризисом, который полностью разорит их семью. А деньги Ванда любила больше всего на свете. Впрочем, если Ванда и переступила где-то через себя, то лишь на первом этапе их отношений. В последующем роль Госпожи ей, безусловно, нравилась, о чем могут свидетельствовать ее собственные произведения. Рядом с Захер-Мазохом Ванда сама стала писать рассказы мазохистской направленности, судя по всему, выражающие ее собственные сексуальные фантазии. К примеру, в одном из рассказов богатая аристократка покупала мужчин-рабов и использовала их для удовлетворения своих сексуальных желаний. Когда раб надоедал, она убивала его. Нельзя, конечно, исключать и того, что от ее имени писал сам Захер-Мазох.

В «Истории» Ванда описывала требования Захер-Мазоха ­– оскорблять его, вызывающе одеваться, бить перед, во время и после секса, желательно закутавшись в меха. По словам Ванды, не раз Леопольд заставлял ее путешествовать в одиночестве в поисках молодого грека, чтобы потом услышать подробности измены во всех деталях. Полную свободу действий жены Захер-Мазох закрепил в составленном им контракте, который подписал каждый из супругов.

«Мой раб! Условия, на которых я принимаю вас и терплю рядом с собой, таковы: полный и безусловный отказ от собственного я. Мне дается право наказывать и карать вас, как мне заблагорассудится. Если я утопаю в роскоши, а вас заставляю терпеть лишения и попираю вас ногами, вы должны безропотно целовать ногу, попирающую вас. Мне позволена величайшая жестокость, и даже если я вас изувечу, вы должны снести это безо всяких жалоб. Вы признаете за мной власть и право замучить вас до смерти при помощи всех мыслимых пыток. Когда вы не сможете более выносить моего господства, тогда вы должны убить себя сами, свободу я вам не верну никогда. Ванда Захер-Мазох. Своим честным словом я обязуюсь быть рабом г-жи Ванды фон Дунаевой и покорно покориться тому, что она мне присудит. Доктор Леопольд Кавалер фон Захер-Мазох».

В такой «идиллии» у пары родились двое сыновей. В 1881-м семья переехала в Лейпциг, где большую часть своих сбережений Захер-Мазох вложил в выпуск художественного альманаха. Успеха он не имел, чем нанес ощутимый удар по семейному бюджету. Вскоре после этого Ванда сбежала с партнером Леопольда по бизнесу, прихватив младшего из сыновей. Старший – 12-летний Саша – почти сразу после скончался от брюшного тифа. А через год, в 1886-м, венский психолог Рихард фон Крафт-Эбинг проанализировал творчество писателя и ввел новое понятие сексуальной патологии – мазохизм, характеризующийся получением удовольствия от боли и подчинения. Сам Захер-Мазох, конечно, был не в восторге, что творчество его рассматривалось в призме сексуальной патологии. Напомним, что воспоминания Ванды выйдут лишь через пять лет после смерти писателя – до этого момента самого Захер-Мазоха широкая общественность не считала мазохистом. Да и после выхода воспоминаний Ванды ее обвинили в клевете и осквернении памяти писателя, счастливо и без «патологий» прожившего последние годы со второй женой, в браке с которой родилось трое детей.

Бесспорно, учитывая падкость Ванды на деньги, ее книга воспоминаний, взорвавшая общественность, могла быть и вымыслом, опровергнуть который сам писатель уже не мог. Он умер на 60-м году жизни в немецком Гессене 9 марта 1895 года. Но есть и воспоминания самого Леопольда фон Захер-Мазоха о его детстве. Ярким пятном в них осталась дальняя родственница его отца – красивая и надменная графиня Зиновия, запомнившаяся Лео облаченной в соболиные меха. Исподтишка он часто любовался ею. Однажды она пригласила 10-летнего мальчика в свою спальню и попросила помочь снять шубку. Сняв с нее меха, он опустился на колени, чтобы помочь надеть ей домашние туфли. Как записал Захер-Мазох в своих воспоминаниях: «Почувствовав у себя под руками легкое движение ее маленьких ножек, я совсем забылся и наградил их жгучим поцелуем. Сначала тетя посмотрела на меня с удивлением, затем разразилась смехом и слегка толкнула меня ногой». А через несколько дней после этого, играя с сестрой в прятки и оказавшись в шкафу тетиной комнаты, Лео стал свидетелем, как графиня отдавалась объятьям неизвестного кавалера. После этого прятки в шкафу тети были уже целенаправленным действием, и Лео не раз становился свидетелем постельных сцен. Во время одной из них в комнату зашел муж графини. Ни разу не смутившись, она встала с постели, подскочила к мужу и ударила его в лицо кулаком. Затем, взяв хлыст, принялась хлестать и мужа, и любовника. Упавшая в шкафу вешалка выдала тогда Лео, тут же испытавшего на себе всю ярость тети.

«Ухватив меня за волосы и придавив коленом к ковру, она принялась крепко хлестать меня. Слезы подступили к глазам, но все же следует признать, что, корчась под жестокими ударами прекрасной женщины, я испытывал своего рода наслаждение. Это событие запечатлелось в моей душе, словно выжженное каленым железом. В одно и то же время я ненавидел и любил это создание в сладострастных мехах. Я открыл таинственную близость жестокости и страсти, естественную вражду полов».

{* *}