Top.Mail.Ru

Левша с прицелом

27.04.2022

Ещё студентом в Москве он изобрёл свой метод оцинковки – и на вырученные деньги уехал учиться в Европу. В итоге Эмануэль Гольдберг создал оптическую систему, которая победила нацистов – и используются евреями до сих пор.

Израильская компания Elbit Systems – один из самых засекреченных и крупных оборонных концернов в мире. Здесь разрабатывают беспилотники, системы наблюдения, высокоточные боеприпасы и многое другое. А все электрооптические системы для продукции создаются в подразделении Electro-Optics Elop Ltd. в Реховоте. Интересно, что оно появилось на базе лаборатории, основанной еще в 1937 году физиком и изобретателем Эмануэлем Гольдбергом.

Гольдберг родился в 1881 году в Москве в семье полковника медицинской службы царской армии. Столь высокий ранг главы семейства, учитывая его еврейское происхождение, был в то время большой редкостью. Эмануэль, учителями которого были как представители московской интеллигенции, так и нанятые в Германии специалисты, получил прекрасное образование и окончил школу с серебряной медалью.

«В возрасте шести лет мне показали, как рычаг может быть использован, чтобы облегчать работу. С тех пор я был одержим идеей, как с помощью инструментов сделать работу более продуктивной. Мне показалось, моя высшая цель – это быть инженером», – вспоминал Гольдберг в одном из немногочисленных интервью. Молодой изобретатель грезил поступлением в Санкт-Петербургский практический технологический институт, но несмотря на предельно высокое количество набранных баллов, его не взяли – количество мест для евреев в императорском институте было жестко ограничено.

Гольдберг был зачислен в Московский университет, где изучал химию и был этим, по его признанию, сильно расстроен. Но вскоре он полюбил эту науку – и даже разработал улучшенный метод гальванизации цинка на железе. Получив на метод патент и оценив дальнейшие перспективы в России, Гольдберг принял решение отправиться в Германию. Там он тоже получил лицензию на свой метод цинкования и внедрил его в местное производство. Это принесло ему достаточно денег, чтобы продолжить обучение в университетах Лейпцига, Кенигсберга и Геттингена.

В Лейпциге он работал под руководством нобелевского лауреата Вильгельма Освальда. В 1906 году за исследование ионной природы фотографических процессов Гольдберг получил звание доктора наук. Следующие два года Эмануэль работал в лаборатории Адольфа Мита – немецкого астрофизика и одного из пионеров цветной фотографии. В то время Мит был чуть ли не лучшим специалистом в мире в области фотоматериалов с высокой разрешающей способностью.

С 1907 по 1917 год Гольдберг руководил фотографическим отделом академии графического искусства и книгоиздательства в Лейпциге. Параллельно он был лектором в Военной академии в Берлине по курсу фотограмметрии. И конечно, ни на минуту не прекращал Эмануэль опыты, связанные с оптикой, а также светочувствительностью материалов и фотографических изображений – их результаты нашли отражение в десятках его научных работ. В 1917 году Гольдберг разработал автоматическую фотокамеру для аэрофотосъемки с воздушных шаров и участвовал в создании первых немецких аэрофотокамер для аэропланов.

Все это очень впечатлило руководство ведущей немецкой компании в области оптики Carl Zeiss. В 1917-м Гольдберг получил место директора в дочернем представительстве в Дрездене – компании ICA. Вскоре он разработал и выпустил на рынок кинокамеру Kinamo – самую компактную из когда-либо выпущенных кинокамер, рассчитанных на 35-миллиметровую киноплёнку. Даже несмотря на то, что через несколько лет компания Codak запустила производство 16-миллиметровой киноплёнки, Kinamo оставалась очень популярной камерой еще долгие годы во всем мире – но особенно в СССР.

В течение нескольких лет Гольдберг разрабатывал улучшенные версии Kinamo, а в 1926 году стал главным инженером Zeiss Ikon – концерна производителей оптического оборудования, образовавшегося после слияния Zeiss, ICA и Krupp-Ernemann. На новом предприятии Гольдберг руководил разработкой фотокамеры Contax. После Второй мировой войны, когда оборудование компании перевезли из Германии в СССР, эту же камеру в Союзе выпускали под названием «Киев».

В 1925-м ученый разработал, продемонстрировал и опубликовал методику создания микроточки – изображения, уменьшенного до такой степени, что неосведомлённый наблюдатель не может его ни прочесть, ни даже обнаружить. На 6-м Международном конгрессе по фотографии Гольдберг вручил каждому участнику экземпляр микроточки, или mikrat, как он сам ее называл. Это была стеклянная пластинка с портретом изобретателя фотографии Нисефора Ньепса. Размер самого портрета не превышал 0,03 мм! Портрет был окантован кругом, разделенным на 360 секторов, в каждый из которых была вписана цифра размером в один микрон. Это одна тысячная миллиметра!

Образцы микроточек Гольдберга сегодня находятся в Институте оптики Французского фотографического общества, в музее компании Codac, а также Чикагском музее науки и техники. Что касается практического применения микроточки, то вслед за Германией этот метод уменьшения изображения был взят на вооружение спецслужбами многих стран. В Германии изобретателем этого способа долгое время считался некий «профессор Цапп», который был не более чем выдумкой нацистов, не желавших признавать, что используют изобретение еврея. Ассоциации, видимо, были навеяны фамилией изобретателя самой маленькой фотокамеры Minox – Вальтером Цаппом. Она действительно позволяла делать микрокопии документов, но уменьшала их всего в 35 раз.

В 1931 году Гольдберг представил разработанную им статистическую машину для поиска информации, в которой были реализованы предпосылки к созданию гипертекста. Разработанная им система поиска документов использовала фотоэффект для распознавания образов и поиска метаданных. По сути, это был первый в мире поисковик в нынешнем его понимании. Сегодня, когда подобный функционал воплощен в цифровой форме, предположить, что то же самое можно реализовать средствами механики и оптики, довольно трудно. Гольдбергу это удалось. Машина обеспечивала чтение микропленки, на которой помимо самого документа находились соответствующие теги в виде закодированной перфорации. В качестве механической основы использовался доработанный 35-миллиметровый кинопроектор, оснащенный старт-стопной системой, позволявший просматривать за один час более ста тысяч кадров. Стоило лишь задать зашифрованную тег-метку, и статистическая машина Гольдберга находила нужный кадр автоматически в кинопленочной бобине.

Думается, Гольдберг имел все шансы доработать свою статистическую машину в полностью автоматизированное устройство, но в апреле 1933 года в офис Zeiss Ikon, нагрянули штурмовики. Проведя двое суток в гестапо, лишенный права на работу Гольдберг эмигрировал в Париж, где до 1937 года руководил местным филиалом Zeiss Ikon. После этого он уехал в подмандатную Палестину.

На Святой Земле Гольдберг создал лабораторию, позже названную Goldberg Instruments – именно она превратилась позднее в El-Op в Реховоте. Работами в компании Гольдберг руководил вплоть до 1960 года, а исследованиями в ее стенах продолжал заниматься до самой смерти в 1970-м. За два года до смерти его наградили государственной премией Израиля в области точных наук. Известно, что в годы Второй мировой он активно помогал союзникам в разработке оптических систем, после войны совершенствовал возможности микроизображения и одним из первых в мире занялся разработкой приборов ночного видения. Но большая часть израильского архива «консультанта в гражданских и военных сферах Гольдберга» до сих пор остается засекреченной.

{* *}