Top.Mail.Ru

Святой Фокерини

26.12.2018

Он спас от нацистов десятки итальянских евреев: доставал для них поддельные документы и помогал бежать из страны. За это он был схвачен и погиб в немецком лагере. Католическая церковь признала журналиста Одоардо Фокерини блаженным мучеником, а «Яд ва-Шем» – Праведником народов мира.

Одоардо Фокерини родился в городке Карпи близ Модены в 1907 году. Его мать умерла, когда ему было два года. Отец, владелец скобяной лавки, вскоре женился на другой женщине – Терезе Мериджи, убежденной католичке, которая ввела Одоардо в жизнь местного церковного прихода и помогла ему еще в детстве сформировать свои религиозные взгляды.

Фокерини вырос общительным, веселым и дружелюбным юношей, искренне верящим в идеалы христианства. Он никогда не сидел на месте: гонял по городу на велосипеде, играл на гармонике, выступал в любительском театре и писал для школьных газет. С возрастом он все больше проявлял интерес к журналистике. В 1924 году Одоардо стал распространителем детского католического журнала L'Aspirante, где появились его первые статьи. В 1926 году он вошел в епархиальную федерацию молодежи и создал первое в Карпи движение скаутов. Позже он стал писать для «Католического рабочего» – епархиального еженедельника, который в те годы защищал «позицию и идеалы христианских рабочих».

Отслужив в армии, Фокерини вошел в Католическую ассоциацию скаутов Италии и впервые начал писать для католической ежедневной газеты L'Avvenire d'Italia. В 1930 году он женился на Марии Марчези. В итоге она родит Одоардо семеро детей и, по собственному признанию Фокерини, сделает его одним из счастливейших людей на свете. Чтобы содержать большую семью, приходилось много работать. Помимо журналистики Фокерини занимался страховым делом – в 1934 году он устроился агентом в моденский офис страховой компании Cattolica Assicurazioni, а затем занял должность инспектора компании, работая в Модене, Болонье и Вероне. В 1936 году Фокерини стал президентом местного отделения Azione Cattolica – светской католической организации, выступающей за утверждение принципов католицизма в личной и общественной жизни Италии.

Вскоре Фокерини получил должность управляющего директора газеты L'Avvenire d'Italia. Свой пост он занял через несколько месяцев после того, как в фашистской Италии был принят пакет расистских антисемитских законов. Изначально режим Муссолини не преследовал евреев и не вел сегрегационную политику, однако после сближения с нацистской Германией в 1937 году и утверждения «Закона о защите расы» евреев стали изгонять из армии и государственных организаций, запрещали заниматься преподавательской деятельностью, вступать в брак с «арийцами». Фокерини выразил свое отношение к принятию этих законов тем, что взял на работу в редакцию венецианского еврея Джакомо Лампранти, уволенного со своей службы из-за новых расовых правил.

В 1942 году Фокерини случайно познакомился с Зигмундом Вайзером и его женой Евой – это были первые евреи, которым он помог бежать от расового преследования. Выходцы из Польши, в 1930-е годы они поселились в Модене, но в 1939 году им пришлось вернуться на родину на похороны отца Евы. Вскоре Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война, и пара оказалась в ловушке. Чудом им удалось добраться до Модены. Здесь им грозила депортация, и супруги искали возможности перебраться в Испанию. Фокерини через своих друзей устроил так, чтобы они смогли доехать до Генуи. Вскоре их все же арестовали и отправили в лагерь для интернированных в Феррамонти ди Тарсия, однако уже в сентябре 1943 года этот лагерь на юге Италии был освобожден союзниками.

В то же время положение евреев в противоположной части страны катастрофически ухудшилось. После оккупации Рима в сентябре 1943 года немцы приступили к массовому уничтожению евреев в центре и на севере Италии. Священник Данте Сала, друг и преданный помощник Фокерини, вспоминал: «В 1943 году стало очевидно, что огромное количество евреев находится в смертельной опасности. Это беспокоило меня и Одоардо. Мы много говорили об этом и пришли к решению объединить усилия, чтобы спасти как можно больше людей».

Подключив к делу самых надёжных друзей, Фокерини и Сала создали подпольную сеть и снабжали евреев поддельными документами, чтобы те могли избежать ареста и перебраться в нейтральную Швейцарию.

Одним из первых уехать из Италии по фальшивым бумагам смог сотрудник Фокерини, Джакомо Лампранти. Слух о подпольщиках, через которых можно достать поддельные паспорта, быстро распространился в еврейской среде. К Фокерини стали обращаться все больше людей. До раскрытия сети нацистами он успел помочь покинуть Италию 105 евреям.

В марте 1944 года, сразу после того, как Фокерини отправил последние документы еврейскому беженцу Энрико Донати, его арестовали и отправили в тюрьму в Болонье. На допросах из него пытались выбить показания о деньгах, которые он получал от евреев за оказанную помощь. Фокерини отвечал, что делал это из христианского милосердия. Дознавателей это сильно бесило: «правильных» ответов от него так и не дождались.

Через пять месяцев Фокерини отправили в транзитный лагерь Фоссоли. Из пяти тысяч содержащихся в нем человек половину составляли евреи. Большую их часть ждала смерть в Освенциме. В Фоссоли Фокерини продержали месяц и перевели в концентрационный лагерь Больцано, одним из надсмотрщиков которого был Михаил Зайферт. За свою жестокость по отношению к заключенным он получил прозвище Больцанское Чудовище – он был осужден только в 2008 году после того, как он более полувека скрывался в США и Канаде. Еще через месяц Фокерини переправили в Германию, в концентрационный лагерь СС во Флоссенбюрге, а оттуда в лагерь Херсбрукк.

Здесь итальянец поранил ногу. Так как медицинскую помощь ему никто не оказывал, рана начала быстро загнивать. За этим последовало заражение крови. В ночь на Рождество 1944 года он уже знал, что ему осталось совсем недолго. По воспоминаниям узников, находившихся рядом с ним, Фокерини говорил, что умирает в «римско-католической и апостольской вере, полностью подчиняясь воле Б-га». Он скончался 27 декабря. Тело Фокерини так и не было найдено. Скорее всего, его сожгли в печах Херсбрукка. Из личных вещей итальянского журналиста сохранилось только кольцо. Впоследствии его внук сделал на нем гравировку с изображением креста, окруженного колючей проволокой.
В 1955 году Союз итальянских еврейских общин присудил Фокерини Золотую медаль за спасение «многих невинных жизней» в годы войны. В феврале 1969 года организация «Яд ва-Шем» признала Фокерини и отца Данте Сала Праведниками народов мира. В 2012-м папа римский Бенедикт XVI подписал указ о признании Фокерини мучеником за веру, а ещё через год «итальянский Шиндлер» был причислен католической церковью к лику блаженных. Фокерини стал первым признанным католиками мучеником, отдавшим свою жизнь за спасение евреев. Не исключено, что в будущем Одоардо Фокерини признают святым.

После ареста Фокерини написал 166 писем своей жене, родственникам и друзьям. Они полны нежности и заботы о близких. В них он просил не забывать его в молитвах и писал об огромной любви к жизни. А еще указывал, что ни разу не пожалел о деле, ставшем причиной его заключения. «Если бы вы видели, как видел я в этой тюрьме, – писал он в мае 1944 года, – что они делают с евреями, вы бы пожалели только об одном – что не спасли их в большем количестве».

{* *}