Top.Mail.Ru

Нью-Йорк с большой буквы

30.06.2020

Это он придумал логотип Нью-Йорка – I♥NY, создал тот знаменитый постер с Бобом Диланом и подарил миру журнал New York Magazine. В США прямо в день своего 91-летия скончался великий дизайнер Мильтон Глейзер.

Он родился 26 июня 1929 года в Нью-Йорке в еврейской семье выходцев из Венгрии. Его детство прошло в Бронксе – вспоминая о нем, он рассказывал, что круг общения состоял в основном из еврейских семей, эмигрировавших из России. Вот почему он хоть и не говорил, но вполне сносно понимал русскую речь: слушая разговоры соседей, знал, кто такие Гитлер и Сталин, был также прекрасно знаком с творчеством русских авангардистов.

Изобразительное искусство притягивало мальчика с пяти лет: воплощение на листке бумаги графических очертаний реальности казалось ему волшебством. Так что сначала Глейзер отучился в Манхэттенской школе музыки и искусств, а затем в 1951 году закончил известный нью-йоркский арт-колледж Cooper Union. После еще оттачивал мастерство в Академии изящных искусств итальянского города Болонья.

В Италии он учился в классе известного живописца и графика Джорджо Моранди – позже вспоминал об этом, как об одном из важнейших событий своей жизни. Главное, что он перенял от мастера – по мнению самого Глейзера – это абсолютную преданность работе: «Он полностью перекроил мои приоритеты. Как и многие в Америке, я жил в постоянном стремлении к популярности и известности. Мною в немалой степени двигало желание коммерческого успеха – большой дом, машина, слава. Моранди дал мне понять, что слава опасна для художника, она разрушает его внутренний мир и искажает реальность. Слава и деньги для него вообще не значили ничего. Такого совершенства я, конечно, не достиг и сам по себе человек честолюбивый, но коммерческий успех с тех пор для меня стал второстепенен. Главное – качество работ».

По возвращении из Италии вместе с друзьями по колледжу в 1954-м Глейзер основал студию дизайна Push Pin Studios. Работы молодых художников, смело сочетавших в творчестве самые разные направления, быстро привлекли к себе внимание – а вскоре и вовсе стали ориентиром для других дизайнеров. Именно в Push Pin Studios Милтон Глейзер создал свой знаменитый психоделический портрет Боба Дилана – он много раз экспонировался на выставках в музеях по всему миру. Стоит сказать, что Push Pin Studios успешно работает и сегодня, но вот Глейзер из состава руководителей вышел еще в середине 70-х – чтобы создать собственную студию дизайна.

Правда, до этого момента он успел еще основать в 1968 году – вместе с Клэем Фелькером – журнал New York Magazine. Задуманный как конкурент журнала The New Yorker, журнал стал честным свидетелем своего времени, а вкупе с великолепными иллюстрациями так и вовсе стал любимцем читающей публики.

В 1974 году Глейзер основал на Манхеттене собственную студию Milton Glaser. Среди выполненных работ – дизайн-проекты ресторанов Центра международной торговли и смотровой площадки башен-близнецов в Нью-Йорке, детского игрового парка в Пенсильвании, сети американских супермаркетов The Grand Union Company, музея дизайна и искусства в Милане. А еще – реконструкция роскошной Rainbow Room на 65-м этаже небоскреба Рокфеллер-плаза в центре Манхэттена и концепция дизайна археологического музея в Нью-Йорке.

Известен Милтон Глейзер и своими логотипами, хотя сам он считал процесс их создания «одним из скучнейших занятий для дизайнера». Самым знаменитым и самым копируемым его логотипом считается I love New York, состоящий из заглавной буквы I, красного символа сердца и аббревиатуры Нью-Йорка, то есть заглавных букв NY. Логотип был создан дизайнером в середине 1970-х для рекламной кампании по развитию туризма в Нью-Йорке. За работу Глейзер не попросил ни копейки. С тех пор логотип стал символом города, приносящим огромные деньги властям только за разрешение его использования. Ежегодно юристы штата подают несколько тысяч судебных исков за копирование логотипа только в США – и вообще не успевают контролировать его использование по всему миру.

Логотип считается самым удачным в истории графического дизайна и настолько полюбился жителям города, что когда власти решили было заказать разработку новой айдентики, по городу прошли протестные митинги, заставившие их отказаться от этой затеи. Сам Глейзер признавался, что на создание логотипа его вдохновила реклама монреальского радио с фразой «Монреаль – город с сердцем». Услышав ее, он тут же сделал набросок логотипа на небольшом клочке бумаги прямо в такси. Сейчас этот набросок хранится в Музее современного искусства Нью-Йорка, хотя сам Глейзер не переставал удивляться его популярности.

Особое значение логотип приобрел после трагических событий 11 сентября, когда не только жители и гости города, но и люди по всей стране носили футболки с этой надписью, выражая так поддержку пострадавшим. Через несколько дней после теракта Глейзер несколько изменил логотип, поместив в сердце небольшое черное пятно – именно в том месте, где в соответствии с картой Нью-Йорка располагался Всемирный торговый центр. Новая версия сопровождалась словами I love NY More Than Ever – «Я люблю Нью-Йорк больше, чем когда-либо». В те дни в Нью-Йорке было расклеено более пяти тысяч постеров с изображением этого логотипа.

Работы Милтона Глейзера участвовали во множестве выставок по всему миру, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Центр Помпиду в Париже и многочисленные музеи Италии. Глейзер был и одним из основателей WBMG – дизайнерской фирмы, созданной специально для прессы: в ней разрабатывался внешний вид десятков крупнейших периодических изданий.

Помимо творчества Глейзер занимался преподавательской деятельностью, состоял в совете директоров колледжа Cooper Union, являлся членом правления Школы визуальных искусств Нью-Йорка. За авторством Глейзера опубликован ряд учебных программ в области графического дизайна. Признавая технический прогресс, Мильтон меж тем призывал молодых дизайнеров обращаться к компьютеру лишь на заключительном этапе: «Компьютер – это чрезвычайно мощный инструмент, который меняет ваше представление о том, что реально и что уместно, что приятно и что гармонично. Он настолько трансформирует наше восприятие, что мы должны быть очень осторожны, чтобы не дать ему завладеть нашими чувствами. Любая работа, сделанная на компьютере, – это результат власти инструмента над эстетическими представлениями и мнением его пользователя. Поэтому перед тем, как начать использовать компьютер, вы должны быть абсолютно уверены в своем чувстве цвета и формы и понимать поставленную задачу – иначе он возьмет над вами верх».

А еще он призывал коллег нести ответственность перед обществом за свои работы. «Одно из моих главных правил в дизайне – не навредить, – рассказывал он. – Нужно быть очень внимательным к последствиям. Я бы никогда не стал работать, к примеру, для табачной компании. Дизайн должен приносить пользу обществу. У дизайна есть политический голос, он взаимодействует с культурой, несет просвещение».

{* *}