Сфера интересов, на которых 60 лет строилась карьера этого человека, охватывает систему заведений быстрого питания и дома престарелых. Он пережил несколько довольно странных судебных процессов. Его имя находится в списке самых богатых людей США. А еще он намерен приобрести футбольный клуб «Манчестер Юнайтед», причем не обращая внимания на то, что думают по этому поводу болельщики.
Пять лет назад Малкольм Глейзер решил написать книгу о своем успехе и как любой себя сам сделавший мультимиллионер, которому не хватает ни времени, ни литературного дара, принялся подыскивать писателя. Среди приглашенных на встречу с ним в нью-йоркский отель «Хилтон» был нынешний корреспондент журнала «Wall Street» Ален Джон. Он вспоминает, что во время той встречи Глейзер явно желал произвести впечатление человека бережливого, даже скупого, и даже для столь важных переговоров он выбрал тесный номер с двумя кроватями. В какой-то момент он прервал рассказ о своей юности и указать на брюки своего сына Брайна:
«Вы видите эти штаны? Это штаны от Хьюго Босс. Они стоят две сотни долларов. А мои стоили девятнадцать девяносто пять на распродаже. И мне мои штаны нравятся больше, чем ему нравятся его. А знаете почему? Потому что я помню тот день, когда у меня не было двадцатки на штаны».
… Идея о книге так и не материализовалась — впрочем, она полностью противоречила характеру самого Глейзера, сына бедных еврейских иммигрантов из Литвы, который обычно старался «не вдаваться в объяснения» по поводу многих противоречий своего восхождения на 278-ю строчку списка богатейших людей США. По данным журнала «Форбс», в 2004 году его состояние оценивалось в 1 миллиард.
Нормальных интервью прессе он не давал уже много лет, по крайней мере, с тех пор, как в январе 1995-го заплатил 192 миллиона долларов за команду по американскому футболу «Tampa Bay Buccaneers». Если не считать редких пробежек вдоль кромки поля перед домашними матчами, хозяин даже и не пытался два года назад насладиться радостью триумфа своего приобретения в Суперкубке, а болельщики «Tampa» прозвали его Лепреконом — за маленькое круглое телосложение и рыжеватую бороду.
«Он отличается от других владельцев спортивных клубов тем, что в большей степени является бизнесменом, и он этим гордится, — рассуждает Ален Джон, —
В определенный момент многие из таких людей начинают стесняться говорить о том, сколько денег они заработали, а вот Глейзеру это не доставляет абсолютно никаких проблем. Для него это не просто победа в спорте, но и победа в бизнесе. Он одинаково рад и заработанным на чем-то деньгам, и победе в чемпионате».
Этот анализ отчасти объясняет опасения болельщиков «Манчестер Юнайтед» относительно мотивов Глейзера: вероятный покупатель потратил 180 миллионов фунтов за 28,1 процента пакета акций клуба, не только ни разу не появившись на стадионе «Олд Траффорд», но и не посмотрев ни одного выступления команды во время ее американского турне прошлым летом. И, разумеется, не пытался обхаживать болельщиков заявлениями о том, как собирается руководить клубом. Словом, ничего не было сделано из того, что могло бы опровергнуть слухи о вероятном взвинчивании цен на билеты, как это уже было в случае с клубом «Tampa». Единственный образ, который Глейзер пытается представить, это образ человека, много работающего для роста своего состояния и заботящегося о своей семье. Веб-сайт Фонда семьи Глейзер дает лишь краткое представление о «настоящей американской истории успеха», рассказывая, как Малкольм с восьми лет работал в семейном часовом бизнесе в Нью-Йорке. Когда в 1943-м умер отец, 15-летний юноша как старший сын возложил ответственность за семейный бизнес на себя. С этого момента его история утрачивает ясность и обстоятельность.
Его 60-летняя карьера в бизнесе, вобравшая в себя операции с недвижимостью, торговлю рыбой, владение ресторанами быстрого питания, местными телеканалами и домами престарелых, не обошлась и без судебных процессов — незначительных, но довольно странных даже по стандартам американской культуры судебных тяжб. Вскоре после покупки «Tampa Bay», например, жители местного кемпинга обвинили холдинговую компанию Глейзера в незаконном взимании дополнительных пяти долларов в месяц за содержание домашних животных и трех долларов с каждого дополнительного жильца сверх первых двух. Глейзер, в конце концов, вернул старые тарифы, однако успел приобрести дурную славу «домовладельца-толстосума». Самое же, пожалуй, странное из судебных разбирательств касалось недвижимости его матери, изначально стоившей миллион долларов. Спор Малкольма Глейзера с четырьмя своими старшими сестрами тянулся в гражданских судах более десяти лет.
«Я не думаю, что они очень радовались тому, что мать каждый год получала новый “Кадиллак”, а они были вынуждены пользоваться старой машиной», — заявил он в интервью «Baltimore Sun» в 1992 году.
Возвращаясь к моментам его карьеры, отголоски которых слышатся в его наступлении на «Манчестер Юнайтед», можно отметить его готовность брать крупные ссуды и стремление получить максимальную рыночную власть при относительно малых вложениях. Специализируясь в ранние годы на недвижимости и покупая дома в Рочестере для сдачи внаем, он принялся активно скупать акции с целью получить контрольный пакет на рынках в 1980-е. В 1988-м он купил 10 процентов акций компании «Formica Corporation» и пригрозил выкупить, а потом продать пакет акций тому, кто предложит более высокую цену. На следующий год он использовал схожую тактику с «Harley-Davidson»: набрал 6,9 процента от пакета акций знаменитого предприятия, поднял панику видимостью поглощения и — перепродал пакет с выгодой для себя.
В 1990-х годах он сорвал куш с бросовых акций — трюк, который требует крайне хладнокровного и умелого анализа. После ряда скандалов и дефолтов к бросовым акциям относились как к токсичным отходам финансовой системы. Глейзер подумал и решил, что хуже не будет, и подсчитал, что удвоит свою 80-миллионную инвестицию как экономическое восстановление, учитывая, что не все компании выполнят обязательства по своим бросовым акциям.
Интерес его к «Манчестер Юнайтед», вероятно, исходит из того же инстинкта: он считает эту покупку выгодной даже при цене 800 миллионов фунтов. Можно предположить и ход его рассуждений: это, вероятно, самый известный спортивный клуб в мире, билеты на его стадион всегда распродаются, а брэнд не подлежит копированию. В этом (как, впрочем, и многом другом), видимо, и кроются причины враждебного отношения к магнату болельщиков клуба, которые считают, что Глейзер заинтересован лишь в том, чтобы доить впечатляющие потоки наличных.
Сам Глейзер живет в Палм-Бич (штат Флорида), где у него имеются два огромных особняка на побережье, посещает местную синагогу, на реконструкцию которой не пожалел денег. У него и его жены Линды шестеро детей: Авраам, Кевин, Брайан, Джоэл, Эд и Дарси.
Плохая же новость для враждебно настроенных болельщиков «Манчестер Юнайтед» заключается в том, что определяющей чертой характера Малкольма Глейзера является его кровожадность: перед тем, как добрался до «Tampa Bay Buccaneers», он уже пытался купить четыре других американских спортивных предприятия. А когда в прошлом году получил резкий отказ от совета директоров «Манчестер Юнайтед», то ответил покупкой большего количество акций в рейде на фондовую биржу. Придав, таким образом, увесистостью пакета акций больший вес собственному голосу, он проголосовал против трех директоров и призвал на их место других. А вскоре вернулся с новым предложением…
Как бы то ни было, Малкольм Глейзер не похож на человека, которого очень заботит то, что о нем думают окружающие.