Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.07.2023
В 1952 году советская сборная впервые участвовала в Олимпийских играх. Естественно, спортсмены получили строжайший наказ – не посрамить честь социалистической родины. Вдобавок Олимпиада проходила на территории «загнивающего Запада», пусть и в нейтральной Финляндии. В итоге СССР занял второе место в общекомандном зачете, завоевав 71 награду. Как ни досадно было отставать всего на пять медалей от лидера – сборной США, но старт получился блестящим. Тем более что уже на следующей Олимпиаде советские спортсмены обойдут извечных конкурентов и займут первое место с отрывом в 24 медали!
Но тогда, в 1952-м, больше всего наград – сразу семь! – сборной СССР на первых для неё Играх принесла гимнастка Мария Гороховская. Она завоевала пять серебряных медалей – по одной в каждой из дисциплин, плюс две золотых – в командном зачете и в многоборье. Тем самым Мария установила мировой рекорд по количеству медалей, выигранных женщиной на одной Олимпиаде. И этот рекорд до сих пор не побит!
Мало того – это достижение Гороховская совершила в «преклонном» для большого спорта возрасте – в 30 лет. А ведь никто бы не поверил, что Мария добьется таких результатов, глядя за десять лет до этого на истощенную девушку, падающую в обморок от голода в окруженном нацистами Ленинграде.
Мария Гороховская родилась в 1921-м в Евпатории, где и прошло её детство. В школьные годы она начала заниматься спортивной гимнастикой и уже через несколько месяцев заняла первое место на местном чемпионате в своей возрастной категории. А получив аттестат зрелости, юная Мария поступила в физкультурный техникум в Феодосии. Очень скоро она поняла, что для исполнения мечты – а она хотела стать профессиональным спортивным тренером – этого мало. И после первого курса она уехала в Ленинград – поступать в Институт физкультуры имени Лесгафта. Но шёл 1941 год, и война перечеркнула её радужные планы о привольных студенческих годах.
Ленинградский институт физкультуры, как и многие другие вузы города, работал и в блокаду. Мария ходила на занятия, а параллельно работала санитаркой в госпитале. Тренировки давались тяжело, но девушка не сдавалась до последнего. Кто знает, чем бы это закончилось, если бы одна из преподавательниц не обнаружила ее как-то в полуобморочном состоянии. Педагог убедила Марию попытаться уехать в эвакуацию. Обе понимали риски – немцы бомбили вовсю, – но и оставаться в голодающем Ленинграде для неё было не менее опасно из-за крайней степени истощения.
К счастью, Марии удалось благополучно выехать из города, и следующие три года – вплоть до конца войны – она провела в Казахстане. Поначалу, правда, врачи сомневались, что девушка выживет: она прибыла в эвакуацию с серьезной степенью дистрофии. Но спортивная закалка взяла свое – Мария не только смогла поправиться, но и снова начала тренироваться. Занималась она теперь сама, без тренера – других вариантов попросту не было.
После войны она узнала, что её отец, как и другие евреи Крыма, был уничтожен в Евпатории гитлеровцами. Война отняла у нее и старшего брата: тот погиб на фронте. Вернувшись после победы в Ленинград, она решила завершить учебу, а заодно – вернулась к систематическим тренировкам. И результат не заставил себя ждать: в 1948-м, будучи ещё студенткой, Мария выиграла чемпионат СССР по спортивной гимнастике в соревнованиях на бревне. Впоследствии она еще не раз завоюет чемпионский титул на всесоюзном первенстве.
Естественно, что такую успешную спортсменку включили в 1952-м в сборную СССР для поездки на первые для страны летние Олимпийские игры. Сейчас тридцатилетний возраст мог бы стать серьезным препятствием – с тех пор гимнастика очень сильно «помолодела». Но тогда он считался пусть и «предпенсионным» для большого спорта, но вполне ещё приемлемым. И Мария доказала, что она нисколько не уступает юным конкуренткам. Да и её главная соперница – Агнеш Келети из Венгрии – была ровесницей. Именно она, кстати, «увела» у Гороховской золото в вольных упражнениях.
Гороховской мог достаться титул первой олимпийской чемпионки в истории СССР, однако её опередила метательница диска Нина Ромашкова. Обе выиграли золото в один и тот же день, но Ромашкова – вроде бы чуть раньше. Но по поводу этого до сих пор остаются сомнения: соревнования легкоатлеток и гимнасток закончились почти одновременно, а с секундомером у пьедестала почёта никто не стоял. И только после долгих дебатов был вынесен вердикт, какое именно золото считать первым.
Никому не известно, какими критериями руководствовались спортивные функционеры – и действительно ли только время, а не, к примеру, происхождение сыграло тут свою роль. Ведь Гороховская, в отличие от Ромашковой, была еврейкой. Её национальность не афишировалась, но «на верхах» это, конечно же, было известно. Потому и возникли подозрения – а не из-за пятой ли графы Гороховскую отодвинули на второе место. Ведь русская Ромашкова гораздо правильнее с политической точки зрения смотрелась в роли национальной героини.
Та триумфальная Олимпиада 1952 года стала для Гороховской первой и последней. В 1954 году она выиграла в командном зачёте чемпионат мира в Риме, но в формирующуюся к Олимпийским играм в Мельбурне сборную Марию просто не допустили. Ничего толком не объясняли, но давали понять, что возраст уже не олимпийский – ей почти 35 лет. Это стало для неё недвусмысленным намеком – пора вообще завершать карьеру.
Однако, даже перестав выступать, Гороховская не ушла из спорта. Она занималась тренерской работой и судила соревнования. Сначала – только в СССР, а с 1964 года – и за рубежом как судья международного класса. Окончательно она оставила мир большого спорта только в 1977-м, когда ей было 56 лет. Она вернулась в родную Евпаторию и тренировала юных гимнасток в местной спортшколе. Так продолжалось вплоть до перестроечной эпохи, которая застала ее врасплох. Она чувствовала себя не при делах в новой реальности.
В итоге в 1990-м Гороховская поддалась уговорам дочери и уехала на историческую родину – в Израиль. Там она взялась за привычное дело – тренировала новое поколение юных спортсменок, теперь уже израильских. А спустя год после переезда ее включили в Международный зал еврейской спортивной славы.
Примечательно, что в Израиле она стала работать вместе с Агнеш Келети – своей давней соперницей по Олимпиаде в Хельсинки. Та переехала в Израиль, как оказалось, ещё в 1957-м. И титулованные гимнастки вместе преподавали в институте имени Вингейта в Нетании. Сейчас 102-летняя Агнеш Келети – старейший ныне живущий призёр Олимпийских игр. Перебить этот рекорд было не во власти Гороховской. Она скончалась в Тель-Авиве в 2001 году в возрасте 79 лет. Зато главное достижение – семь медалей на одной Олимпиаде в женском зачете – до сих пор никто не переплюнул. В 2021 году австралийская пловчиха Эмма Маккеон на Олимпиаде в Токио смогла его лишь повторить – но не превзойти.