Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.10.2024
Судьи не верили своим глазам: на забег для любителей легкой атлетики в Торонто заявилась девушка! Да еще и в спортивных шортах! Шёл 1921 год. «Но… А ведь… Вы что, согласны бежать с мужчинами? Ни одной бегуньи больше не зарегистрировалось». Девушка кивнула и начала разминаться под шепотки спортсменов-мужчин и зрителей. Час спустя она уже принимала главный приз – в забеге на 800 метров она наголову обошла всех остальных.
– Ваше имя?
– Фанни Розенфельд. Но я предпочитаю, чтобы меня звали Бобби. Не люблю сюсюкающих имен, а мое выглядит именно таким.
За ту победу в любительском забеге Фанни «Бобби» Розенфельд получила свои первые призы – абажур и метр муаровой ленты.
Современники, которые наблюдали за ее успехами в спорте, писали: «Ей удается все, за что она ни возьмется. Бег, хоккей, баскетбол и теннис – она приходит и побеждает всех. Лишь только не умеет плавать». С фотографий 20-х годов на нас смотрит мускулистая решительная женщина – чем-то похожая на спортивную версию Анны Ахматовой.
Фанни «Бобби» Розенфельд родилась в 1904 году в Российской империи, в городе Екатеринослав. Ей было три или четыре, когда ее отец Макс Розенфельд решил бежать за океан. История не оставила подробностей этого путешествия. Известно только, что уже к концу первого десятилетия ХХ века семейство Розенфельдов обосновалось в Канаде – сначала в небольшом городке Барри в центральной части страны, а затем в Торонто. Глава семейства стал старьевщиком – зарабатывал на жизнь тем, что целыми днями таскал по городу тяжелую телегу со скарбом. Он был жилистый и крепкий – и такой же стала Фанни.
Первую известность Розенфельд получила еще в школе. Выяснилось, что она катается на коньках лучше многих мальчишек. В итоге ее взяли в команду по хоккею, а заодно и в сборную баскетболистов: в игре с мячом Фанни тоже была одной из первых. В колледже девушка открыла для себя бег. Она начала принимать участие в любительских забегах, а в 1923-м неожиданно победила чемпионку Канады Розу Гроссе в забеге на 100 метров. В том же году Розенфельд выиграла крупное соревнование на Канадской национальной выставке и вошла в состав сборной страны. Считают, что именно тогда за ней и закрепилось прозвище Бобби. Изначально оно пошло от прически, которую носила Розенфельд: «боб» – короткое каре, популярное у женщин 20-х годов.
С понедельника по субботу Розенфельд трудилась стенографисткой на шоколадной фабрике. Для спорта оставались только вечера и выходные. «И это время Розенфельд использовала по полной, чтобы закрепиться в статусе лучшей в мире девушки-спортсменки. В любой день ее можно было увидеть побеждающей в теннисных матчах, бьющей национальные рекорды по бегу или ведущей хоккейную или баскетбольную команду к чемпионству в лиге», – пишет Джордан Намероу, спортивная журналистка и марафонец.
В 1928-м Бобби Розенфельд приняла участие в Олимпийских играх в Амстердаме. В тот год женщинам впервые разрешили соревноваться на Олимпиаде, но ограничили список доступных для них видов спорта – только легкая атлетика и гимнастика. Сразу же вышел скандал. Сборная британских атлеток заявила о дискриминации женских прав – и отказалась от участия. Розенфельд тоже не нравились ограничения. Позже она напишет настоящий манифест, где призовет женщин-спортсменок «поднять мечи»: «Настало время выступить в защиту наших увлечений! И дать отпор тем, кто изображает нас гадкими амазонками только лишь потому, что мы стали спортивно ориентированными и заимели отличные тела!» На тех Играх Розенфельд блистала. Она получила золотую медаль в эстафете на 400 метров, серебряную в 100-метровых забегах и стала пятой в беге на 800 метров. Бобби набрала для Канады больше очков, чем любой другой спортсмен сборной, включая мужчин.
Но за триумфом – как и во всякой геройской истории – последовало падение. В 31-м при подготовке к Олимпиаде в Лос-Анджелесе Розенфельд свалил приступ артрита. Из-за болей она на несколько месяцев оказалась прикована к кровати. Затем передвигалась на костылях. Сама она объясняла недуг многолетними сверхнагрузками на суставы. Но лечить артрит решила все равно тренировками. Сначала Бобби заново выучилась ходить. Затем бегать. К концу 1931 года она стала вновь играть в составе женской команды по хоккею и возобновила участие в забегах «выходного дня». Олимпиаду-1932 пришлось пропустить, но Розенфельд надеялась приехать на Игры 1936 года. Их проводила нацистская Германия, и для Бобби это был принципиальный вопрос: показать Гитлеру, что еврейские женщины могут побеждать арийских и что все разговоры о расовой теории – чушь собачья. Но увы, здоровье вновь подвело. В 1933-м второй приступ артрита заставил Розенфельд окончательно уйти из спорта.
Она перешла на тренерскую работу, а еще с увлечением взялась за перо. Спортивные колонки Розенфельд 20 лет без перерыва выходили в газете Toronto Globe and Mail. Сама Бобби называла их «женскими». «Я пишу для того, чтобы пробудить в женщинах-спортсменках гордость за себя. Я пишу, чтобы помочь преодолеть барьеры, которые препятствуют участию женщин в спорте», – говорила она. «Без преувеличения можно сказать, что тексты Розенфельд поменяли мир не меньше, а то и больше, чем ее олимпийские достижения», – пишет историк Фостер Мерна, автор книги «100 канадских героинь».
В 1967 году на Бостонском марафоне случился скандал. Сразу две бегуньи тайно обошли запрет на участие женщин и пробежали полную дистанцию – 42 километра. Одна из них, легкоатлетка Роберта Гибб, надела толстовку с капюшоном, чтобы выдать себя за мужчину, и вышла на трассу самовольно, без регистрации. Другая бегунья, Кэтрин Швитцер, обманула организаторов, написав в регистрационной форме только инициалы своего имени «К. Швитцер» – так было непонятно, женщина она или мужчина. В середине гонки обман Швитцер раскрыли, и один из организаторов выскочил в толпу бегунов, чтобы силой увести ее с трассы. Фотографии этого инцидента попали на первые полосы мировых СМИ. Кэтрин помог ее друг, бежавший вместе с ней: он оттолкнул нападавшего и заслонил собой спортсменку. Сразу по окончании марафона начались дебаты: допускать или не допускать женщин до бега на такие длинные дистанции, а заодно – и до совместных соревнований с мужчинами. После пятилетних споров в 1972 году бегуньям официально дали право на участие. А в 1984 году женский марафон стал олимпийским видом спорта.
Бобби Розенфельд не дожила до этого триумфа. Она скончалась в 1969 году в возрасте 64 лет. «Но без нее ничего этого не было бы. Она запалила искру – и остальные ее подхватили. Не будь Розенфельд, и я сама вряд ли решилась бы когда-нибудь заняться бегом», – пишет журналистка Джордан Намероу.
Опрос спортивных журналистов, проведенный на стыке тысячелетий, признал Бобби Розенфельд самой влиятельной канадской спортсменкой первой половины ХХ века. В 1991 году в ее честь назвали парк в Торонто, а в 96-м изображение Бобби поместили на почтовую марку. Ежегодно Ассоциация спортивной прессы Канады вручает премию лучшей женщине-атлетке страны – и премия тоже носит имя легендарной еврейской бегуньи.