Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.05.2008
В возрасте 90 лет скончалась Диана Барнато-Уокер. Она была одной из немногих женщин, перегонявших «Спитфайры» на аэродромы южной Англии, откуда они вылетали на боевые задания во время Второй мировой войны. Она отказывалась летать, пока не отточила мастерство до такой степени, что каждый раз во время приземления изящно поправляла прическу и макияж. Конечно, в эту женщину были влюблены практически все пилоты.
За период с 1942-го по 1945 год Диана перегнала более 250 истребителей. При любых погодных условиях ей удавалось доставить все вверенные ей самолеты в целости и сохранности. За годы практики она держала в руках штурвалы многих моделей британских военных самолетов: «Гладиатор», «Морж», «Мститель», «Мустанг», «Тайфун», «Митчелл»… Но любимцем был «Спитфайр», и вскоре имя Барнато-Уокер стало ассоциироваться именно с этим самолетом.
«В «Спитфайре» была романтика. И имя великолепное (буквально “извергающий огонь”). Это просто часть тебя. Это больше, чем машина. Он будто знал, когда тебе нужно повернуть. У него прекрасный внешний вид и замечательные крылья», — так отзывалась Барнато-Уокер о своем «любимце».
Впоследствии Барнато-Уокер стала самой быстрой женщиной в мире, 26 августа 1963 года первой преодолев звуковой барьер.
В полет она всегда надевала стильную куртку из овчины, напоминавшую традиционную одежду афганских пастухов. В возрасте 88 лет, когда она в последний раз поднялась в небо, держа в руках штурвал тренировочного «Спитфайра», Диана не изменила традиции и снова надела свою знаменитую куртку.
Диана Барнато-Уокер родилась в Лондоне в семье состоятельного еврея финансиста Вульфа Барнато. Кроме того что ее отец занимал пост председателя Bentley Motors, он состоял в элитном крикетном клубе графства Суррей, был чемпионом по легкой атлетике и увлеченным наездником. Барнато унаследовал состояние в возрасте двух лет, когда его отец Барни Исаакс, в свое время обнаруживший алмазные копи в Южной Африке, при невыясненных обстоятельствах упал за борт корабля, везущего его обратно в Англию.
Диана никогда ни в чем не нуждалась и привыкла получать от жизни все. «Думаю, я была довольно избалованной», — позже говорила она. На ее 21-й день рождения отец подарил ей автомобиль новой марки «Талбот-Даррак», в котором она в тот же день умудрилась сжечь сцепление. «Папа нисколько не сердился», — вспоминала Диана, и вскоре «Талбот-Даррак» заменил «Бентли» с объемом двигателя на 4,25 литра.
В то же время Барнато-Уокер нельзя назвать испорченной богачкой. Когда разразилась война, она решила стать летчиком-истребителем. «Однако женщинам запрещалось подниматься в воздух, — рассказывала она. — Считалось, что война – мужское дело. Мы же должны были поддерживать их в тылу. Разве могли мы сидеть, ничего не делая, и просто стараться хорошо выглядеть?»
В 1942 году она влюбилась в командира авиакрыла, участвующего в битве за Британию, Хамфри Гилберта, который ловко удалил из ее самолета свечи зажигания, чтобы Диана не смогла улететь с его базы и осталась на ужин. Менее чем через месяц после их встречи и помолвки Гилберт погиб.
В 1944-м она вышла замуж за командира авиакрыла Дерека Уокера. Пара отправилась в свадебное путешествие в Брюссель на двух «Спитфайрах». В официальных документах этот перелет значится в разделе разведывательных операций. Дерек Уокер погиб в авиакатастрофе в ноябре 1945-го.
Впоследствии Барнато-Уокер связала свою жизнь с американским автогонщиком и пилотом истребителя «Харрикейн», также участвовавшим в битве за Британию, Уитни Стрейтом, который вскоре занял пост председателя Британской компании трансокеанских воздушных сообщений. В 1947 году у них родился сын Барни, получивший фамилию Барнато, несмотря на то, что Стрейт оставался мужем Дианы до самой его смерти в 1979 году.
В последние годы Барнато-Уокер вела спокойную жизнь, участвовала в разнообразных благотворительных проектах, занималась разведением овец, но не забыла страсти к небу и продолжала летать.
Она опровергла тезис о том, что самолеты – мужское дело, и вдохновила многих женщин на завоевание неба.
Роберт Берг