Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
26.08.2015
Мэр города лихорадочно бегал в своем кабинете от телефона к телефону, принимая отчеты о количестве вышедших на митинг, превратившийся в забастовку. Сколько раз он корил себя за то, что дал разрешение на его проведение, надеясь на немногочисленность, и какие возможные экзекуции он рисовал для себя в своем воображении – доподлинно не известно. «…В начале демонстрации мне запомнились копыта лошадей, с помощью которых конная полиция пыталась оттеснить нас к тротуару. Я оглядывалась, подпрыгивала, пытаясь увидеть, где кончается колонна. Я никогда не видела сразу так много женщин: колонне не было конца. Одной рукой я держала за руку мою дорогую Дороти Кеньон (судью, которая в свои 82 года настояла на том, чтобы идти вместе со всеми, вместо того чтобы ехать в предоставленной ей машине), другой – какую-то молодую девушку. Всем в передних рядах я велела взяться за руки. Мы заполнили улицу от края до края. Женщин было так много, что никто не мог нас остановить, никто даже и не пытался. Репортеры, ранее подсмеивавшиеся над нами и называвшие нас “плоскогрудыми”, позднее писали, что они никогда не видели таких гордых, счастливых, красивых женщин, как на этой демонстрации. И правда, все женщины были прекрасны в тот день», – так опишет происходившее Бетти Фридан – лидер американского феминизма, впервые в мире организовавшая этот «парад красоток».
Бетти Наоми Гольдштейн родилась 4 февраля 1921 года в городе Пеория штата Иллинойс в еврейской семье Гарри и Мириам Гольдштейн. Отец был владельцем магазина ювелирных изделий, семья жила по устоявшимся канонам. Гарри работал, Мириам занималась детьми. Как-то, во время тяжелой болезни мужа, Мириам пришлось оставить домашние дела и работать в газете, где она вела страницу светской хроники. Эта новая жизнь вне стен дома, по воспоминаниям Бетти, очень нравилась матери. Сама Бетти, идя по стопам матери, начала писать в школьной газете, однако через некоторое время ей было отказано в ведении колонки, и вместе с друзьями она основала собственный журнал, в котором описывалась семейная жизнь и ее ценности в противовес школьной жизни.
Спустя пять лет после окончания колледжа, в 1947 году, она выйдет замуж за Карла Фридана, в браке родит троих детей, но, инициировав развод, расстанется с ним. За шесть лет до развода, в 1963 году, она опубликует книгу, содержание которой не давало автору права быть замужем, ведь на нее равнялись тысячи женщин Америки. «Тайна женственности» – так назовет свою книгу Фридан, положив начало всемирному движению за права женщин.
Легенда создания книги гласит, что идея родилась у Бетти Фридан в беседах с сокурсницами по колледжу, собравшимися в честь выпуска. Все они как одна жаловались на свое безрадостное существование и однообразность жизни, заключающиеся лишь в готовке и уборке дома. Имея всё, они чувствовали себя в золотой клетке, откуда невозможно вырваться. Словно прозрев, Бетти стала обращать внимание на доносившиеся отголоски одной и той же беды от разных женщин – в автобусах, парках, на пикниках и в парикмахерских. Но всё это произносилось шепотом, с боязливой оглядкой по сторонам. Она же решила не молчать.
По мнению Бетти, эта проблема «была спрятана настолько глубоко, что о ней даже не говорили. Она давала о себе знать каким-то странным ощущением беспокойства и неудовлетворенности, чувством тоски», и каждая женщина решала ее в одиночку. А не устраивало всех то, что «миллионы американок подражали в своей жизни образу прелестной американской жены, целуя мужа перед окном на прощанье, провожая его на работу, подъезжая с детьми к школе на большой машине и улыбаясь, водя новеньким электропылесосом по безупречно чистому кухонному полу. Они сами пекли хлеб, сами шили себе и своим детям и целый день не выключали стиральную машину и сушку. Они меняли постельное белье не раз в неделю, а два, ходили на курсы вязания ковров и жалели своих бедных матерей-неудачниц, когда-то мечтавших о карьере. Единственное, о чем они мечтали,– это быть идеальной женой и матерью; их высочайшим устремлением было иметь пятеро детей и красивый дом, они боролись только за то, чтобы заиметь и удержать мужа. Они не хотели думать о неженственных проблемах за пределами собственного дома; они хотели, чтобы мужчина принимал главные решения. Они просто упивались своей чисто женской ролью и с гордостью заполняли графу на опросном бланке: “Род занятий: домохозяйка”».
Бетти призвала женщин принять «новый жизненный план»: сначала получить образование и начать карьеру, а затем создавать семью и не отказываться ради семейной гармонии от собственных желаний. На эти призывы откликнулись десятки, а затем и сотни тысяч женщин Америки. В их глазах Бетти Фридан была типичной домохозяйкой, растившей троих детей и вдруг раскрывшей глаза на пустоту ее жизни, которая так похожа на их судьбы. И если все другие молчали об этом, Бетти взяла в свои руки знамя восстания против устоев. По крайней мере, большая часть биографических статей о ней имеет именно такой подтекст.
Возможно, это и так, но, по другим источникам, Бетти Фридан никогда не принадлежала к разряду обычных домохозяек. Так, лондонская газета Times утверждала, что в течение 20 лет до появления знаменитой книги Бетти Фридан «работала журналисткой в различных профсоюзных и левых периодических изданиях, занимаясь пропагандой радикальных идей». А ее муж Карл жаловался на то, что его жена на протяжении всего брака практически не интересовалась домашними делами, которые легли полностью на прислугу, а она подчас даже «пренебрегала обязанностями жены и матери».
Исходя из этого, существует мнение, что образ Бетти – камуфляж, без которого не удалось бы повести за собой такое количество женщин. Сторонники этого суждения ссылаются на трактат Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в котором он пришел к мысли, что для разрушения капиталистического общества нужно взорвать его основное опорное звено – семью. А именно это и являлось главной стратегической задачей феминизма.
Как бы там ни было, но она стала голосом многих женщин Америки. В 1966 году она возглавила основанную ею «Национальную Организацию Женщин», в 1970-м добилась исключения Гарольда Касвелла, выступающего против равноправия женщин, из кандидатов на место в Верховном суде, тогда же была выдвинута на пост президента, но отказалась от борьбы. «Первый этап революции, которую совершают женщины (а я теперь считаю движение женщин за равенство с мужчинами революцией), можно считать почти завершенным, – прокомментировала свой отказ Фридан. – Поправка о равных правах была принята без обсуждения обеими палатами Конгресса благодаря женскому политическому лобби».
Конечно же, активная борьба женщин за свои права проводилась и до Бетти Фридан, и не только в Америке. На территории Европы ее активно вели во Франции. В тот же день, 26 августа 1970 года на площади Звезды в Париже прошла первая демонстрация во имя освобождения французских женщин. Они собрались, чтобы положить цветы под Триумфальную арку в честь жены Неизвестного солдата, «еще более неизвестной, чем он», с лозунгом «Каждый второй человек – женщина!». Правда, европейские борцы за права женщин в те годы больше требовали свою долю эротизма в сексуальной революции. Толчок дает Брижит Бардо. Она на мотоцикле, амазонка свободной любви, плюет на стыдливость. Женщины больше не боятся шокировать. Под давлением американок, выступающих за легализацию абортов, ученые-фармацевты срочно изобретают противозачаточные средства. 28 декабря 1967 года появляется законопроект о разрешении употребления контрацептивов во Франции. Противодействие консерваторов было настолько сильно, что декреты о введении в силу этого проекта появились лишь в 1969-м и в 1972 годах.
Но это не означает, что до второй половины ХХ века женщины не боролись за свои права. Они боролись всегда и везде. В начале прошлого века борьбу активно вела немецкая революционерка Клара Цеткин, возглавляя Международный женский секретариат в 1921–1933 годах. И хотя митинг с лозунгами о равноправии женщин состоялся в том же Нью-Йорке 8 марта 1908 года с призывом о сокращении рабочего дня и требованием предоставления женщинам избирательного права, именно Клара Цеткин предложила учредить международный женский день, подразумевая, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.
Символом же движения международной феминистической организации является Артемизия Джентилески. В эпоху ее жизни (1593–1653 годы) таких понятий, как «женская независимость» и «равноправие женщин», просто-напросто не существовало. Но она олицетворяла их примером того, что женщина в Средневековье может овладеть профессией, быть успешной и независимой. Артемизия – первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции, что означало однозначное признание ее талантов. Родившись в Риме, в семье художника Орацио Джентилески, она обладала тем же талантом, что и отец. В возрасте 17 лет она создала шедевр на библейский сюжет «Сюзанна и старики». Отец познакомил Артемизию с художником Агостино Тасси и попросил научить ее мастерству перспективы. Тасси же в процессе обучения ее изнасиловал. Несмотря на то, что отец был извещен о случившемся немедленно, больше никто не знал об инциденте в течение года. Этот факт в итоге и поставил под сомнение позицию Артемизии в суде. Ее выставили любовницей, а не жертвой, признав Тасси невиновным. Тем не менее судебный процесс длился семь месяцев. Артемизии несколько раз проводили публичный гинекологический осмотр. Ее подвергали пыткам, своеобразному аналогу нынешнего полиграфа, чтобы убедиться в правдивости показаний. Несмотря на то, что она ни разу не изменила свою позицию, ей не поверили, но сам по себе предмет судебного разбирательства был для того времени «революционным».
Бесспорно, права женщин когда-то были далеки от полного перечня мужских, и в основе феминизма лежала разумная идея равноправия женщин. Но сегодня многие требования давно уже удовлетворены. Женщины занимают не меньшее количество важных постов, стоят на передовых с автоматом. Но феминистические организации по-прежнему существуют, их становится только больше. Возможно, потому что движение становится всё более коммерциализированным, преследуя уже другие цели. Зачастую его участницам видится ущемление прав по половому признаку даже в слове history (дословно, «его история»). Но ряды этих движений совсем не похожи на воинствующих еще полвека назад женщин, готовых собирать армии на улицах городов, отстаивая свои действительно важные права.