В октябре 1997 года в суде присяжных рассматривалось дело Папона, квалифицирующееся как преступление против человечества. Морис Папон, будучи генеральным секретарем префектуры Жиронда, обвинялся в пособничестве депортации примерно 1560 евреев во время Второй мировой войны. Процесс состоялся после 16-летней судебной процедуры.
Дело Папона и министра финансов Вишистского правительства Франции Реймонда Барра, неожиданно началось в 1981 году в результате публикации в "Canard Enchaine" статьи под названием ''Папон помогал лагерям''. Процесс длился около трех месяцев и стал заключительным в списке судебных разбирательств преступлений против человечества во Франции, после дел Клауса Барбье и Поля Тувье. Это был суд над человеком, а не над всей системой Виши, но Случай Мориса Папона — пример сотрудничества высоких должностных лиц в правительстве Виши с нацистами.Кто такой Папон?Морис Папон родился 3 сентября 1910 года в Гретц-Арменвиль (Сена и Марна) в аристократической семье. Он закончил лицей "Louis-le-Grand" в Париже, затем в департаменте Sciences-Po изучал право и гуманитарные науки и благодаря связям семьи очень быстро оказался в кругах, приближенных к кабинету министров. В 1935 году, пройдя административный конкурс, Морис Папон получил должность государственного чиновника, а потом попал в министерство внутренних дел. Его политические взгляды на тот период совпадали со взглядами радикал-социалистов (эпоха Народного фронта).
После поражения Франции в 1940 году он продолжил работу в административной системе французского государства, возглавляемой маршалом Петеном, где встретился со своими довоенными политическими наставниками, которые в 1940 году проголосовали за неограниченные полномочия Петена.
В то время как французская администрация подверглась значительному сокращению (были уволены 50000 служащих), Морис Папон в феврале 1941 года получил должность в префектуре. Тогда как одни чиновники отвергали политику Виши, другие — принимали присягу маршалу Петену, заявившему в 1940 году: ''Я вступаю на путь сотрудничества''. В 1942 году Морис Папон дал клятву верности главе государства и ''обязался исполнять свои обязанности на благо страны в соответствии с законами чести и достоинства''.
Будучи главным секретарем префектуры Бордо, Папон курировал множество служб, особенное внимание он уделял комитетам по ''еврейским вопросам''. Пользуясь своим положением Папон продолжал проводить расистскую антиеврейскую политику, начатую Виши осенью 1940 года.
В соответствии со своими полномочиями префекта, ответственного за еврейские вопросы, Папон занимался организацией депортаций по приказу нацистов. С согласия Петена начиная с июля 1942 года, он подписывал ордера на аресты: только с 6 по 8 июля в департаменте арестовали около сотни евреев, которых потом депортировали в лагерь парижского округа Дранси, последний распределительный центр перед лагерями смерти. С июля 42 по 44 года из Бордо в Дранси было выслано около 1600 евреев, 139 из которых дети младше 13 лет. Принципиально важным вопросом в деле Папона является информация о нацистских лагерях и геноциде, которой он располагал, другой же существенный аспект — его взаимоотношения с сопротивлением.
После войныВ мае 1944 года генеральный секретарь Жиронда Морис Папон отошел от дел, связанных с евреями и начал сотрудничать с местным представителем генерала де Голя Гастоном Кузаном. За два дня до освобождения Франции Папон стал его подчиненным, поэтому, будучи к тому же добросовестным и прямолинейным, Папон без труда получил пост директора нового комиссариата Республики.
Несмотря на то, что попытки восстановить свое былое влияние закончились неудачей, Папон продолжал свою блестящую карьеру и в возрасте 35 лет, побывав на многих должностях, он был назначен префектом в Алжире.
При содействии социалистов, пришедших к власти в 1956 году, Папон участвовал в ''установлении порядка'' в Алжире. В марте 1958 года по приказу генерала де Голя он был назначен префектом Парижа. Это повышение оказалось очень выгодным для Папона т.к. усилило его позицию участника сопротивления. Отныне его основная задача — ''охранять Париж''. Вследствие ужесточения войны в Алжире, он призвал ''французских мусульман, проживающих там'', к объявлению в столице комендантского часа с 20 ч. 30 мин. до 5 ч. 30 мин.
В октябре 1961 года Фронт национального освобождения Алжира организовал мирную демонстрацию, которая была жестоко подавлена: трупы алжирцев плавали в Сене. Несмотря на свидетельские показания, правоохранительные органы никого не привлекли к ответственности за этот ужасающий факт, повлекший за собой около 300 смертей. В феврале 1962 года во время демонстрации, организованной профсоюзами в столкновениях с полицией погибло девять человек. В 1967 году де Голь, наконец, уволил префекта Попона, после скандала, связанного с убийством марокканского оппозиционера в Париже.
Более всего Попон преуспел в политике, хотя помимо нее занимался промышленностью (какое-то время он управлял Sud Aviation) и дипломатией. В 1968 году в возрасте 58 лет его выбрали депутатом от партии голлистов в департаменте Шер. При содействии Пампиду, с которым Папон познакомился еще в лицее, он стал президентом финансовой комиссии Ассамблеи. В 1978 году при Жиспаре Папона назначили министром финансов в правительстве Барра. Однако в мае 1981 года удача отвернулась от него: Canard Enchaine опубликовала документы, свидетельствующие о его участии в депортациях.
Приговор суда В мае 1981 года в период президентских выборов статья в Canard Enchaine стала неожиданностью: ''В то время как министр депортировал евреев, Папон оказывал поддержку лагерям''. Несмотря на то, что особого значения публикации в это время никто не придал, RPR (Le Rassemblement pour la Republique) отказалась выдвигать кандидатуру Папона на выборах в законодательный орган. Папон с целью защиты созвал суд чести, декабрьское заключение которого подтвердило тот факт, что он действительно сдал свои полномочия в ''июле 42''.
В декабре того же года адвокат двух семей жертв из Бордо подал жалобу о преступлении против человечества с предъявлением гражданского иска. В январе 1983 года Морису Папону в первый раз предъявлено обвинение в преступлении против человечества. В феврале 1987 года в процессе судебной процедуры кассационный суд отменил все предписания по этому делу. Ходили слухи, что это не единственный прием, осуществляемый по политическим мотивам. В июле 1988 года Папону вновь предъявлено тоже обвинение, но в 1989 году расследование приостановлено по причине повышения в должности следственного судьи. Поступление новых жалоб вызвало в 1990 году споры между гражданскими истецами.
Продолжительность этого дела (Роберт Бадинтер, первый министр юстиции, изучая данный процесс, отметил, что он мог начаться в 1987 году) можно объяснить еще и тем, президент Митеран не хотел завершать судебную процедуру.
После окончания расследования в декабре1995 года прокуратура передала дело в суд, и в сентябре следующего года обвинительная палата апелляционного суда города Бордо вынесла решение о привлечении к суду Мориса Папона за преступление против человечества. В январе 1997 года кассационный суд поддержал решение прокуратуры и отклонил просьбу об обжаловании Папона.
В основе дела Папона лежит понятие ''преступления против человечества'' и неприменимость к ним срока давности, подчеркивающая их исключительный характер. Именно этой исключительностью объясняется тщательность расследования этих преступлений. Во французском законодательстве данное юридическое понятие изменялось год за годом.
Преступление против человечестваВ 1943 году три великих государства (США, СССР и Великобритания) взяли на себя обязательство ''преследовать военных преступников даже в самых отдаленных уголках земли и предавать их суду''.
В 1945 году военный трибунал в Нюрнберге над нацистскими лидерами вынес следующее положение, касающееся преступлений против человечества: ''убийство, истребление, обращение в рабство, депортации и любой другой акт, направленный против мирного населения до или во время войны, или же гонения по расовым и религиозным причинам независимо от того, нарушают ли они или нет местное законодательство, будут рассматриваться военным трибуналом''. Военный трибунал также уточнил, что в его компетенции ''судить и наказывать людей, лично свершивших или в составе организации преступления против человечества''. Кассационный суд, рассматривая дело Папона, несколько раз ссылался на это положение.
В 1964 году парламент Франции поставил на голосование закон о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества. Окончательно же он был утвержден 1976 году после решения кассационного суда.
В 1985 году кассационный суд дополнил определение преступлений против человечества, утверждая, что они совершаются в ''государстве с гармоничной идеалистической политикой''. И в 1992 году на основании данного дополнения председатель апелляционного суда решил не придавать суду Поля Тувье, поскольку политика Виши, по его мнению, не являлась гармоничной и идеалистической. Однако кассационный суд, считающий Поля Тувье исполнителем или соучастником преступления, отклонил подобное заявление.
В 1997 году ввиду новых обстоятельств по данному делу, несмотря на утверждение Папона, что он был всего лишь послушным чиновником, суд постановил, что наказание за это преступление понесут не только главные создатели ''гармоничной идеалистической политики'', но и их помощники.
Историческая справка о правительстве ВишиПроцесс Папона проливает свет на сущность режима Виши и на его роль в депортации евреев. Вот лишь несколько конкретных подтверждений расистской направленности правовой системы Виши:
- В июне 1940 года после принятия правительством Петена новой конституции парламент проголосовал за предоставление ему неограниченных полномочий, государственный совет получил право лишать гражданства коренного француза по своему усмотрению.
- В июле Петен отдал под суд бывших министров III-ей Республики, а французов, мать или отец которых принадлежит к другой национальности, исключил из кабинета министров.
- В августе был отменен декрет о пресечении расовых конфликтов.
- В сентябре того же года правительство приняло постановления о переписи евреев на оккупированной территории (в Бордо) и переименовании надписи ''еврейское предприятие'' на ''предприятие, захваченное евреями''.
- В октябре вышел закона об установлении для евреев особого статуса, согласно которому каждый человек, попадающий под данное определение, считался евреем: ''потомок трех или двух поколений еврейского рода или супруг (супруга) еврея — тоже евреи''. Отныне евреям запрещалось заниматься политикой, журналистикой и быть служащими гос. учреждений.
- Тогда же время префекты получили право отправлять иностранных евреев в лагеря, также отменен декрет Кремье от 1870 года, согласно которому евреи из Алжира могли получать французское гражданство.
- В марте 1941 года по приказу Петена был создан генеральный комиссариат по еврейским вопросам.
- В апреле временные управляющие получили права на продажу еврейских предприятий арийцам или на их ликвидацию.
- В июле правительство приняло постановление о переписи евреев на свободной территории, были введены новый еврейский статус, дискриминационные ограничения для евреев в некоторых профессиях (адвокаты, врачи) и повсеместное лишение прав, аннулирование банковских счетов, недвижимого имущества.
- В марте 1942 года отошел первый эшелон с депортированными евреями. Начиная с мая этого года на оккупированной территории евреев заставляли носить ''желтую звезду''.
- В июле 9000 французских полицейских и жандармов совершили массовый налет на Vel' d'Hiv в Париже.
- С августа того же года евреям было запрещено иметь в домах радио, а запись ''еврей'' отныне должна быть на удостоверении личности и на продовольственной карточке.
- В июле 1944 года отошел последний эшелон из Дранси в Германию.
За годы правления вишистского правительства около 76000 евреев были оправлены в нацистские лагеря; 3000 — погибли во французских лагерях;1000 — обращены в рабство; четверть евреев, проживающих во Франции, стали жертвами геноцида.
Материал подготовила
Александра Шашкова