Top.Mail.Ru

Пусть ждет Луна!..

28.09.2004

Абе Абрахамсон всегда был борцом за социальную справедливость, не боявшимся вступать в полемические схватки с политиками и государственными деятелями трех континентов. И когда был министром в правительстве Южной Родезии (сегодняшняя Зимбабве), и когда принимал активное участие в жизни еврейской общины ЮАР.

Сегодня, будучи уже почтенным 82-летним старцем, он рассказывает историю своей жизни в новой автобиографической книге «Луна может обождать», открывая повествование первыми шагами, сделанными в зимбабвийском городе Булавайо, куда эмигрировали его родители, спасаясь от погромов и дискриминации, охвативших Восточную Европу. История этого человека охватывает большую часть XX века и являет нам взгляд изнутри на факторы, которые привели современную Зимбабве на грань катастрофы.

В течение последних лет некоторые чернокожие, поддерживаемые руководителем страны Робертом Мугабе, захватили фермы, принадлежавшие белым по всей стране. Резко ухудшилось экономическое положение: небывалый уровень безработицы, стремительный рост инфляции, проживание более 80 процентов чернокожего населения ниже черты бедности… Численность еврейской общины существенно сократилась с момента своего пика в 1960-х годах, когда в стране проживало около 7 500 евреев, до всего лишь четырехсот человек сегодня. Абрахамсон вспоминает о временах, когда перспективы государства не были столь удручающими.

В 1960 году, когда он сыграл важную роль в работе Ланкастерской конференции в Лондоне, обсуждавшей проект новой конституции для Южной Родезии, казалось, что эпидемии насилия, сопровождавшей освободительную борьбу в Африке, можно было избежать. Вспоминая о тех временах, Абрахамсон говорит: «У меня были большие надежды на то, что мы сможем построить многонациональное общество, в котором каждый человек оценивался бы по тому, какой вклад он может внести». Но этому не суждено было случиться — в 1962 году его партия была отстранена от власти во время «фатальных» выборов, которые были названы референдумом по вопросу пропорционального распределения земли. Абрахамсон называет те выборы «грубой ошибкой»: «Поставив перед электоратом, 99 процентов которого составляли белые, вопрос о том, можно ли отменить закон о пропорциональном перераспределении земли, который сохранял лучшую землю за белыми, мы уже не могли ни на что надеяться», — говорит он. Если бы закон был просто аннулирован, безо всякого референдума (вариант, который поддерживал Абрахамсон), то нынешней конфискации земель, наверняка, не произошло бы. И он задается вопросом: а смогла бы ЮАР 32 года спустя относительно спокойно осуществить переход к демократии, если бы экс-президент страны Де Клерк обратился к нации с просьбой одобрить предложенные им изменения. «Было бы странно, если бы он не извлек урока из опыта своего северного соседа», — говорит Абрахамсон.

Если поражение на выборах заставило его уйти из государственной политики, то достигнутое положение позволило ему ходатайствовать перед лидерами страны по вопросам о жизни еврейской общины. Так было и когда он вошел в делегацию из трех человек, весьма успешно лоббировавших родезийского премьера в вопросе размораживания средств, собранных для Израиля, но заблокированных правительством. Абрахамсон рассказывает о том, как еврейская община была вынуждена подстраиваться под новую политическую реальность с приходом к власти Мугабе. Кстати, одним из этих среди новшеств было и появление в стране представительств ООП, а об отношении к израильтянам и евреям вполне можно было судить по случаю с приехавшим из Израиля шойхетом, которому было заявлено, что его паспорт недействителен. Абрахамсону пришлось возглавить первую официальную делегацию к Мугабе, чтобы проинформировать того о беспокойстве общины последними событиями. Мугабе сослался на свою недостаточную информированность и пообещал уладить вопрос. Больше ничего о недействительности израильских паспортов в стране не слышали. Правда, через некоторое время Абрахамсон узнал о том, что палестинский представитель в Зимбабве регулярно извещался о содержании всех встреч еврейских делегаций с правительством.

После переезда в 1986 году в ЮАР Абрахамсон добился успехов в делах еврейской общины и этой страны, возглавив Сионистскую федерацию ЮАР, а позднее был избран почетным президентом Федерации пожизненно. На посту председателя Федерации он вошел в состав делегации, которая сопровождала Де Клерка в ходе его официального визита в Израиль.

А еще Абрахамсон был одним из шести евреев, которые встречали Нельсона Манделу, когда его освободили из тюрьмы. В своей книге Абрахамсон вспоминает, что та встреча, на самом деле, состоялась по просьбе самого Манделы, который после освобождения обнимался с палестинским лидером Ясиром Арафатом. Тогда Мандела говорил, что «его не волнует, что скажут евреи». Мандела почувствовал, что предстал при этом не совсем в выгодном свете и пожелал исправить «все негативные восприятия, которые могли возникнуть в еврейской общине». Когда делегация уже покидала встречу, Мандела сказал Абрахамсону, что хотел бы получить советы в искусстве правления, на что тот ответил, что не сомневается в том, что лидер чернокожих сможет «неплохо править» и сам.

Вступление к книге написано легендарным политиком и борцом с апартеидом Хелен Сюзман, которая охарактеризовала автобиографию как «хорошее чтение для любого, кто интересуется эволюцией Южной Африки XX века». А название взято из речи Абрахамсона, адресованной Международной организации труда в Женеве в 1962 году, когда он имея в виду полеты в космос, сказал: «Луна может обождать, но социальная справедливость мешкать не может».

См. также:

103-летний еврей из Зимбабве читает Тору в синагоге

Из Зимбабве высылают еврейских фермеров

Евреи Южно-Африканской республики оскорблены антисемитскими высказываниями президента Зимбабве

Местная община не сможет восстановить сгоревшую синагогу в Зимбабве


Станислав Шустерман

{* *}