Top.Mail.Ru

Его называли Цвикой

04.03.2005

Во вторник 1 марта в Нью-Йорке на 78-м году жизни скончался Цви Малкин — агент «Моссада», лично «бравший» Эйхмана и руководивший другими, не менее ответственными операциями.

… Эйхмана «вычислили» мае 1960-го в Буэнос-Айресе. Нацистский преступник вел существование простого рабочего, скрываясь под вымышленным именем Рикардо Клемента. Каждый вечер, возвращаясь домой, Клемент-Эйхман выходил из автобуса на улице Сан-Фернандо. Как-то рядом с ним остановилась машина. «Сеньор, — обратился к нему неизвестный водитель, — вы Рикардо Клемент?». Эйхман кивнул, тем самым подписав себе приговор.

Тем водителем был Цви Малкин. В тот вечер он вошел в историю как человек, собственными руками поймавший убийцу миллионов, едва не задушив его при этом. Тогда Малкину было немногим более двадцати, и он являлся одним из лучших в группе Рафи Эйтана, возглавлявшего операцию по захвату Эйхмана. Схватив нацистского преступника, израильтяне 11 дней держали его на тайной квартире, покуда готовилась операция по его переправке в Израиль. Так что у Малкина, который сам пережил Холокост, было время порассказать Эйхману о том, как во время Холокоста он потерял свою сестру Фруму, троих племянников и еще 150 родственников.

Он старался не называть Эйхмана чудовищем. «Не бывает чудовищ самих по себе, — говорил он. — Это те же люди. Извращенные, но люди, и их нужно судить за их деяния».

Некоторые их операций, в которых участвовал Малкин, еще не рассекречены, да и вряд ли когда-нибудь будут, однако его друзья рассказывают, что Цви не раз рисковал своей жизнью ради безопасности страны. Работая в составе оперативного подразделения ШАБАК, а потом и «Моссада», он разработал методы и способы, которые помогли обезвредить многих известных шпионов, действовавших на территории Израиля.

В последние годы Малкин предпочитал, чтобы его называли Питером (до того, как было разрешено к разглашению его настоящее имя, он жил под именем Питер Ман). И все же самые близкие друзья всегда называли его Цвикой. Он жил полгода в Израиле, полгода в Нью-Йорке, выпустил шесть книг. Самую известную из них, «Эйхман в моих руках», он написал вместе со своим другом, журналистом Ури Даном.


Александр Фишман

{* *}