Top.Mail.Ru

Леон Блюм: социалист и сионист

01.06.2015

Он стал первым некрещеным евреем на посту лидера крупной европейской страны, пережил Холокост, прошел через Бухенвальд и нашел в себе силы вернуться в политику, а в решающий момент помог основанию еврейского государства.

27 декабря 1894 года тысячи зевак, несмотря на непогоду, собрались во внутреннем дворе парижской Высшей военной школы, чтобы наблюдать церемонию гражданской казни Альфреда Дрейфуса – офицера французского генерального штаба, обвиненного в шпионаже в пользу ненавистной Германии. Через ограду зрители могли видеть, как республиканский гвардеец срывает с Дрейфуса эполеты и надламывает над его головой шпагу. 

Когда Дрейфус после окончания церемонии покидал двор, зрители выкрикивали в его адрес проклятия. То, что Дрейфус ненавидел немцев и избрал военную карьеру именно для того, чтобы сражаться с Германией, аннексировавшей его родной Эльзас, что выдвинутые против него обвинения были клеветой, значения не имело. Перевешивало то обстоятельство, что Дрейфус был евреем, а значит, в глазах французских обывателей – потенциальным изменником.

Присутствовавший там молодой юрист и государственный служащий Леон Блюм думал иначе: по его глубокому убеждению, государство должно беспристрастно относиться ко всем своим гражданам, независимо от их этнического происхождения или конфессиональной принадлежности. В будущем Блюму удалось сделать блестящую карьеру и в конце концов занять пост премьер-министра Третьей республики. Таким образом, он стал первым некрещеным евреем на посту лидера крупной европейской страны (в XIX столетии премьер-министром Великобритании был Бенджамин Дизраэли, но он еще в детстве был обращен в англиканство).

Биографии Блюма посвятил свою только что опубликованную на английском языке книгу Léon Blum: Prime Minister, Socialist, Zionist профессор Сорбонны Пьер Бирнбаум, специалист по истории французских евреев. В своей работе автор, по собственному признанию, преследовал две цели: определить значение личности Блюма во французской истории и показать, как еврейство сыграло важнейшую роль в формировании его политических взглядов. И дело Дрейфуса стало важнейшим эпизодом, повлиявшим на мировоззрение Блюма. На протяжении всей жизни он был убежден, что политики должны заниматься устранением несправедливости в отношении конкретной личности, и только тогда можно прийти к ликвидации социальной несправедливости в целом.

Блюм, появившийся на свет в Париже 9 апреля 1872 года, происходил из вполне обеспеченной буржуазной семьи: его отец, выходец из Эльзаса, был текстильным фабрикантом. Получив в Сорбонне юридическое образование, Блюм уже в молодости вошел в круги французской политической элиты и стал членом Государственного совета – высшей судебной инстанции по административным делам.

Бирнбаум считает, что залогом стремительной политической карьеры Блюма стали его выдающиеся интеллектуальные способности в сочетании с набиравшими всё большую популярность в то время левыми взглядами. Сделав себе имя благодаря поддержке Дрейфуса в прессе, Блюм становится активным участником социалистического движения, соратником вождя социалистов Жана Жореса и одним из ведущих теоретиков марксизма. Блюм разделял мнение Жореса, что индивидуальные права личности получат максимальную защиту при социализме. Он считал, что, избавившись благодаря социалистическому режиму от тяжелой нужды, бедняки смогут принимать активное участие в процессе государственного управления.

В 1919 году Леон Блюм был избран депутатом парламента. Занявшись публичной политикой, он показал, что все-таки не был ортодоксальным марксистом. Он выступил противником советского режима и следовавшей в фарватере его политики Французской коммунистической партии. Уже в 1920 году Блюм писал о катастрофических последствиях прихода к власти большевиков: «Они используют массовый террор не в качестве крайнего средства, не как меру защиты общественной безопасности, а как главный инструмент управления». Тем не менее в 20–30-е годы популярность социал-демократов во Франции и по всей Европе падала, а коммунисты превратились в одну из ведущих политических сил. Параллельно в Третьей республике начали усиливаться и крайне правые настроения.

Правые испытывали глубокое презрение к укорененным во французской политической культуре республиканским традициям и стремились заменить их на монархию или на авторитарный военный режим. Недаром в то время пользовалась популярностью карикатура, изображавшая Францию в образе немолодой больной женщины, пришедшей на прием к врачу, который ставит диагноз: «У вас, матушка, бурбонная чума».

Опасаясь угрозы справа, Блюм преодолел свою антипатию к коммунистам. В 1936 году социалисты заключили с коммунистами альянс, получивший название «Народный фронт», который завоевал убедительную победу на парламентских выборах 1936 года, благодаря чему Блюм и занял премьерское кресло. Правые выступили против вождя социалистов с яростными нападками, причем оскорблениями в прессе дело не ограничилось: однажды Блюм был даже избит на улице правонастроенными демонстрантами.

Правительство Блюма находилось у власти во Франции всего два года – с 1936-го по 1937-й – и, к сожалению, немного сделало для предотвращения печальной участи, постигшей Францию в 1940-м. Хотя сам премьер не был столь убежденным пацифистом и антимилитаристом, как многие из его коллег и соратников, он тем не менее тоже несет определенную ответственность за недостаточное внимание к нуждам армии, вследствие чего и не было возможности противостоять нацистскому вторжению.

После падения Третьей республики и установления оккупационного режима жизнь Блюма оказалась в опасности, но он отказался покидать Францию. Будучи депутатом, он проголосовал против предоставления диктаторских полномочий маршалу Петену и высказался в поддержку генерала де Голля. После падения Франции правительство Виши признало его виновником войны и отдало под суд. Выступая перед трибуналом, Блюм защищал свою честь социалиста и еврея: «Я не думаю, что вы можете устранить евреев из французской истории и общественной жизни. Мы разделяем и твердо отстаиваем демократические и республиканские идеалы нашей страны со времен революции 1789 года. От своего наследия мы, французские евреи, отказываться не собираемся».

Бывшего премьер-министра Леона Блюма отправили в концлагерь Бухенвальд, где он находился в течение двух лет в заключении. В мае 1945-го американские войска его освободили. Франция и международное рабочее движение с энтузиазмом приветствовали возвращение Блюма. Он вновь появился на политической арене и вел переговоры с США о предоставлении Франции кредитов для восстановления разрушенной войной экономики. Политическую активность он сохранял до самой смерти в 1950 году.

Интересно, что Блюм сочетал свой французский патриотизм с симпатиями к сионизму. В 1929 году по инициативе будущего первого президента Израиля Хаима Вейцмана он стал членом Еврейского агентства. В 1947-м, когда в ООН решался вопрос о будущем еврейского государства, позиция Блюма сыграла существенную роль в решении французского правительства голосовать за резолюцию о разделе Палестины и создании еврейского государства.

Поднимающий голову во Франции и по всей Западной Европе антисемитизм сегодня вновь заставляет задуматься о личности Леона Блюма, о его политическом наследии. Блюм был убежден – несмотря на дело Дрейфуса и политику правительства Виши, – что евреи, как и любая другая этническая группа, могут быть полноценными французами. Возможно, именно этот урок смог извлечь для себя действующий премьер-министр Франции Манюэль Вальс, заявивший в ходе недавнего митинга против антисемитизма: «Если евреи покинут нашу страну, Франция не будет больше Францией. Проект под названием “Французская Республика” в этом случае придется признать провалом».

Роберт Берг

{* *}