Top.Mail.Ru

Ошибка генерала Гранта

05.01.2016

В этот день 153 года назад был отменен, пожалуй, самый суровый антисемитский указ за всю историю США, заключавшийся в принудительном изгнании евреев из мест их проживания. Указ действовал всего две недели, однако от него успели пострадать более сотни еврейских семей. За это подписавший указ генерал Грант всю оставшуюся жизнь вымаливал прощение у еврейской общины. В итоге, став президентом и сделав для евреев больше, чем кто-либо из его предшественников, он его заслужил.

Пятого января 1863 года был отменен приказ, за время которого несколько сотен еврейских семей были принудительно выселены из мест проживания, порой не имея даже возможности собрать или распродать нажитое имущество. Конечно, вопреки мнению о том, что и до момента образования государства Израиль Соединенные Штаты Америки всегда были радушным домом для евреев, притеснения в той или иной степени происходили и раньше, случались они и позже. Однако только приказ № 11, просуществовавший в США всего чуть более двух недель, вошел в историю как самый суровый ограничительный акт, направленный против еврейского населения страны.

Другое дело, что в США, благодаря стараниям общин либо отдельных личностей, подобные факты, как правило, быстро пресекались, ошибки признавались, а их последствия исправлялись, порой теми же, кто первоначально им и способствовал. Многими история этого приказа, подписанного 17 декабря 1862 года генералом Улиссом Грантом (ставшим впоследствии президентом США), сравнивается с историей прорицателя Валаама, который, согласно Библии, ослушался Б-га и отправился к моавитскому царю, чтобы по его повелению проклясть израильский народ, но Б-г не допустил этого.

Отменен же он был по личному распоряжению президента Линкольна, узнавшего о существовании подобного распоряжения от пробившегося к нему на прием еврейского предпринимателя Сезаря Каскела, жителя Падуки, штата Кентукки. Находясь на приеме, он представил президенту полученное им от начальника военной полиции города уведомление следующего содержания: «Падука, Кентукки, 28 декабря 1862 года. Надлежащим, в соответствии с Генеральным приказом № 11, выпущенным штаб-квартирой генерала Гранта, от вас требуется покинуть город Падука в течение 24 часов после получения настоящего приказа». К уведомлению прилагалась и копия самого приказа: «Евреи как класс, нарушающий все правила торговли, установленные Министерством финансов, а также распоряжения по Департаменту (Департамент Теннесси – военная зона, находившаяся под командованием генерала Гранта. – Прим. ред.), изгоняются с территории Департамента в течение 24 часов после получения настоящего приказа. Командиры на местах должны проследить за тем, чтобы все, принадлежащие к этому классу, были обеспечены пропусками и получили уведомление о выселении, а также за тем, чтобы любой из них, кто посмеет вернуться после его вручения, был арестован и содержался под арестом, пока не представится возможность их высылки как военнопленных, если только штаб-квартира не выдаст подобающее разрешение. Никаких пропусков не должно выдаваться этим людям для посещения штаб-квартиры с целью подачи личных заявлений на выдачу разрешений на торговлю. Генерал-майор У.С. Грант».

Причиной же данного приказа стал обычный хлопок, ценившийся в те годы в США никак не меньше, чем «черное золото» ныне. Такую ценность хлопку придали военные действия между федералами и конфедератами – Севером и Югом. До начала Гражданской войны проблем с хлопком, из которого шилась, по сути, вся одежда, не было, но произрастал он только на Юге. Поэтому с началом войны поставки хлопка резко сократились, вслед за чем его цена на Севере резко выросла. Юг же, в свою очередь, лишился ранее импортировавшихся с Севера лекарств, одежды и обуви. Введенные запреты на торговлю с противником и блокада Севером портов Юга способствовали контрабанде указанных товаров с обеих сторон по стоимости во много раз выше их первоначальной цены. По сведениям, на каждых 100 долларах контрабандой зарабатывалось еще по две тысячи долларов и более. Вот почему все, кто имел возможность такого заработка, удержаться от соблазна просто не могли. Правда вот, евреев среди нелегальных торговцев, как потом выяснится, было не более пяти процентов.

К моменту процветания подобной нелегальной торговли генерал Грант оккупировал территории Конфедерации на реке Миссисипи, разграничивающей две противоборствующие стороны. Президент Линкольн, желая улучшить экономическую ситуацию на захваченных территориях и тем самым укрепить отношения с местным населением, разрешил всем закупать у генерала Гранта хлопок. Но на каждую такую сделку должно было выдаваться специальное разрешение, причем выдавалось оно лишь тем, кто присягнул на верность правительству в Вашингтоне. Помимо того, что выдача таких разрешений сама по себе породила чудовищную коррупцию, проблему нелегальных продаж она тоже, конечно, не решила. В связи с этим генерал Грант и потребовал от правительства право самому выкупать хлопок за фиксированную цену, а всех нелегальных торговцев – гнать. Причем в нелегальные торговцы были записаны исключительно евреи – во многом благодаря присутствию в правительстве Юга влиятельного еврея Джуды Бенджамина.

Позже многие гадали, почему все-таки генерал Грант издал свой приказ. Как считали многие, делал он это из корыстных побуждений – дескать, именно успешные еврейские торговцы хлопком существенно снижали обороты продаж его отца, который также зарабатывал на нем, а как следствие, уменьшали и благосостояние самого генерала. Однако интересно, что незадолго до этого генерал Грант отменил очень похожий по отношению к евреям приказ. Издан он был одним из подчиненных ему полковников, и говорилось в нем о выселении в 24 часа «всех спекулянтов хлопком, евреев и прочих бродяг» из городка Холли-Спрингс. Причем ходили слухи, что отменить приказ своего подчиненного генерала Гранта попросил как раз отец, действительно занимавшийся продажей хлопка. Говорили, что отец Гранта приехал в его штаб-квартиру в компании трех еврейских предпринимателей из Цинциннати, «пробивая» им разрешение на право покупать хлопок. И по свидетельству очевидца сцены, генерал обрушился на отца с бранью за попытку нажиться на его статусе, а еврейских бизнесменов приказал отправить обратно первым же поездом. Тем не менее позже приказ полковника отменил. Однако, как уже известно, вскоре сам подписал распоряжение об изгнании евреев из собственных домов на территории от Падуки на Севере до Нового Орлеана на Юге.

С этим приказом, сев на пароход, и отправился в Вашингтон на прием к президенту Сезарь Каскел. Конечно, он был не единственным. Весть о подобном приказе разлетелась по всей Америке, и многие из еврейских лидеров уже ехали в столицу. Раввин из Цинциннати Исаак Мейер Вайс опубликовал во многих изданиях статью-призыв, где говорилось: «Израэлиты, граждане Соединенных Штатов, над вами совершено надругательство, ваши права как мужей и граждан растоптаны в пыли, ваша честь опозорена, вы как класс официально унижены. Это ваш долг, долг самозащиты, долг первейший – недвусмысленно поднять этот вопрос перед президентом Соединенных Штатов и потребовать наведения порядка, удовлетворения, положенного гражданам, которые претерпели обиду и оскорбление». На этом фоне последствия возможных раздумий или промедлений президента могли быть непредсказуемы. Но Каскел, достигший Вашингтона 3 января, быстро добился с помощью знакомого политика приема в Белом доме и рассказал о приказе № 11 президенту. А уже 4 января генералу Гранту была направлена телеграмма: «Если такой приказ был выпущен, его следует немедленно отменить», – что им и было исполнено.

Историю на этом можно было бы и закончить, если бы не получившие продолжение взаимоотношения генерала Гранта и еврейского населения. Когда в 1868 году он стал рассматриваться как реальный кандидат на выдвижение в президенты от Республиканской партии, реакция американского еврейства была резко отрицательной. «В случае его выдвижения на президентский пост, которое, будем надеяться, не произойдет, – писал раввин Исаак Мейер Вайс, – мы сочтем своим долгом выступить против него и против партии, которая его выдвинет... Хуже, чем генерал Грант, никто в 19-м веке в цивилизованных странах не преследовал и не оскорблял евреев». А экс-конфедерат Мозес Эзекиель из Ричмонда говорил: «Еврей, который всем своим сердцем, душой и средствами не противостоит избранию этого второго Фараона, заслуживает публичного осуждения как отступник от веры». И такие высказывания были повсеместны.

Сторонниками Гранта были предприняты серьезные меры для смягчения ситуации. В газетах появились многочисленные статьи, в которых сообщалось, со слов беседовавших с Грантом, о том, что он «раскаивается» в содеянном. А когда в 1869 году Грант стал 18-м президентом США, он дал разрешение на публикацию своего частного письма, в котором, среди прочего, говорилось: «У меня нет предубеждения ни к каким расам, и я хочу, чтобы каждого оценивали по его собственным заслугам. Приказ № 11 не поддерживает это мое заявление, что я всецело признаю, но и я больше абсолютно не поддерживаю этот приказ».

А дальше Грант как будто старался загладить свою вину перед евреями. Он стал назначать их на зарубежные консульские и местные административные должности, на которых раньше их просто не было. Он произвел таких назначений больше, чем любой его предшественник, – более 50 за восемь лет. Он опротестовал внесение в Конституцию страны поправки со словами «христианское правительство». Грант выступил с осуждением притеснений евреев в Румынии и назначил туда генеральным консулом еврея Бенджамина Франклина Пейксотто, введя румынское правительство в замешательство и остановив притеснения. Грант добился и приостановления указа царя Российской империи Александра II о депортации евреев из пограничной зоны на юго-западе России. Он же стал и первым президентом в истории Америки, который присутствовал на открытии и освящении синагоги в Вашингтоне 9 июня 1876 года.

Еврейская община чувствовала это отношение и простила его. Поэтому, когда он умер 23 июля 1885 года, скорбь евреев была неподдельной. Смерть Гранта почти совпала с уходом из жизни крупнейшего еврейского филантропа и благотворителя Мозеса Монтефиоре, и в некоторых синагогах их портреты были вывешены вместе.
{* *}