Должно быть, глубокое чувство страха владело Деворой, судьей и пророчицей, когда она откликнулась на призыв возглавить народ в войне против ханаанеян. В древности роль вождя была для женщины необычна, а Девора уже и прежде коренным образом нарушила традицию, став судьей.
Нет сомнений, что Девора была замечательной личностью, если ее признал таковой народ Израиля с его патриархальными традициями. Но даже если принять во внимание характер Де-воры, женщине требовалось бесстрашие, чтобы стать полководцем.
Мы видели, что Иисус Навин, повелев коленам Рувима, Гада и Манассии принять участие в покорении Ханаана, позволил им оставить женщин и детей на восточном берегу реки Иордан — поле битвы не считалось подходящим для женщины местом.
Прошло еще двенадцать веков, прежде чем легендарная королева Боадицея повела бриттов на Рим, и еще четырнадцать столетий, прежде чем Жанна д'Арк возглавила французов. Еще больше воды утекло, пока во главе государства Израиль не встала женщина*. Однако водительство Деворы — исключительное проявление еврейского идеала всеобщего равенства перед Богом. Девора была избрана потому, что ей не было равных.
В начале двенадцатого века до новой эры евреи столкнулись с серьезными трудностями. Всего несколько поколений спустя после побед Иисуса Навина началось нечто вроде ханаанейского возрождения. Иавин, царь Асора (возможно, потомок Иавина, над которым одержал победу Иисус Навин), властвовал над северным Ханааном.
В сущности, в Библии имеется два рассказа о сложившейся ситуации. За сжатым прозаическим отчетом следует вдохновенная Песнь Деворы. Прозаический рассказ в Книге Судей гласит:
И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара (Сисра), который жил в Харошеф-Гоиме (Харошет ха-Гоиме). И возопили сыны Израиля к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израиля двадцать лет.
Суд.. 4:2,3
Из песни Деворы мы узнаем подробности о ханаанейском гнете: "...во дни Иаили (Яэли) были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Не стало обитателей в селениях Израиля..." (Суд., 5:6,7).
В те времена северные израильские племена жили в страхе под деспотической властью царя Иавина. По дорогам, которыми им запрещалось пользоваться, разъезжали патрули Иавина на колесницах. Отрезанные друг от друга, евреи вынуждены были передвигаться по горным тропам. .
Девора жила южнее, между Рамой и Вефилем (Бет-Элем), в области Ефрема, к северу от Иерусалима, и, вероятно, не испытывала непосредственно на себе деспотии Иавина, правившего в северной части Ханаана. Тем не менее народ Израиля обратился к ней как к судье.
Евреи не сумели сохранить полное единство после смерти Иисуса Навина. Как он и опасался, расселение колен Израиля по отдельным областям ослабило связи между племенами, и каждое колено больше интересовалось собственными делами. Судьи в той или иной степени обладали властью над недостаточно сплоченной конфедерацией.
Интересно, что только суд Деворы описан в Танахе. Она вершила правосудие, сидя под деревом. Такова традиция многих древних народов, а эфиопские копты совершают под деревьями богослужения и по сей день.
Девора разрешала споры не при закрытых дверях, а публично. Согласно еврейской традиции, она поступала так, дабы не ока
заться наедине с мужчиной. Даже если дело обстояло именно так, это один из первых в истории случаев истинно демократического правосудия.
Благодаря славе справедливого судьи Девора имела большой авторитет. Она немедленно доказала свою пригодность для роли национального вождя, призвав Варака (Барака) и назначив его своим полководцем. Варак происходил из Кедеса (Кедеша), из владений колена Неффалима (Нафтали), находившихся севернее,
- именно этой области непосредственно угрожал Иавин.
Хотя Девора снабдила Варака подробным планом сражения, он — бесспорно, ввиду колоссального авторитета пророчицы
- настоял на ее участии в битве: "...если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду" (Суд., 4:8).
Мы упомянули выше французскую героиню Жанну д'Арк, однако пророчица, без сомнения, превзошла ее. Девора разработала план военных действий, лично возглавила народ и привела его к победе.
Девора приказала Вараку собрать десять тысяч воинов на горе Фавор (Тавор). Ее собственная роль заключалась в том, чтобы отвлечь Сисару, полководца царя Иавина, в сторону долины реки Киссон (Кишон), на запад, дав Вараку возможность атаковать противника с тыла.
Когда Варак ясно выразил пожелание, чтобы Девора была рядом с ним, она согласилась, но план битвы, обнаруживающий глубокое понимание военной стратегии и принимающий во внимание потенциальное превосходство противника, особенно же силу его колесниц, остался без изменений.
Девора разработала поэтапный план кампании. Сначала, как мы уже говорили, десять тысяч воинов должны были сконцентрироваться на горе Фавор, луковицеобразной возвышенности, нависающей над Изреельской долиной. Ее крутые склоны служили надежной защитой от колесниц противника. Кроме того, гора Фавор могла служить великолепным наблюдательным пунктом, откуда во всех направлениях превосходно просматривалась местность, и естественной базой для нападения на врага, располагавшегося внизу.
На втором этапе воины должны были перейти в гористую область Ефрема на юго-западе и отвлечь на себя силы Сисары от военного лагеря на горе Фавор.
Далее по плану армия, расположившаяся в области Ефрема, продвигалась на запад и завлекала войско Сисары в долину Киссон, где на противника одновременно нападали все объединенные силы евреев.