Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
24.05.2005
4895 год от сотворения мира –1135 год новой эры
14 нисана (30.03.1135) в Кордове родился рабби Моше бен Маймон (рабби Моше, сын Маймона), Маймонид или РаМБаМ .
4908 – 1148
На Кордову напали мавры-альмохады.
Семья РаМБаМа бежала из захваченного города и в течение одиннадцати лет странствовала по Югу Испании и Северной Африке.
4918 – 1158
РаМБаМ начинает записывать свои комментарии к Мишне.
4919 – 1159
Семейство РаМБаМа поселяется в Фесе, столице Марокко.
4922 – 1162
РаМБаМ пишет и распространяет свою работу «Игерет hа-Шмад» («Послание о вероотступничестве»).
4924 – 1164
Семейство РаМБаМа покидает Фес и направляется в Святую землю.
4925 – 1165
РаМБаМ завершает работу над комментариями к Мишне.
4926 – 1166
Семья переезжает из Святой земли в Александрию (Египет).
Умирает отец РаМБаМа, рабби Маймон.
4927 – 1167
РаМБаМ начинает работу над «Сефер hа-Мицвот» («Книгой заповедей»).
4929 – 1169
РаМБаМ пишет «Игерет Тейман» («Послание Йемену») и отправляет книгу евреям Йемена.
4931 – 1171
Заканчивается эпоха халифата Фатимидов. Власть переходит к Салладину.
Во время кораблекрушения погибает брат РаМБаМа, рабби Давид.
РаМБаМ поселяется в Фостате (Египет), где остается до самой своей смерти.
4937 – 1177
РаМБаМа избирают раввином еврейской общины Каира
РаМБаМ заканчивает написание 14-томного труда «Мишнэ Тора» («Изучение [повторение] Торы»), кодификации закона Торы.
4946 – 1186
28 сивана родился сын РаМБаМа, рабби Авраhам.
РаМБаМ завершает работу над философским трудом «Морэ Невухим» («Указатель заблудшим [растерянным]»).
4964 – 1204
20 тевета (26.12.1203) РаМБаМ умирает.
Мудрец похоронен в святом городе Тверии.
РАННИЕ ГОДЫ
РаМБаМ родился в канун праздника Песах, 14 нисана 4895 года от сотворения мира (30.03.1135) в Кордове (Испания) в семье известного раввина, ведущего свою родословную от царя Давида и рабби Йеhуды hа-Наси, составителя Мишны. В конце комментария к Мишне РаМБаМ приводит свою родословную до восьмого колена, где среди предков перечисляет знаменитых судей, раввинов и ученых.
Отец РаМБаМа, рабби Маймон, был даяном — членом раввинского суда Кордовы, известным знатоком Торы, общественным деятелем, преподавателем математики и астрономии. Рабби Маймон стал первым учителем своего сына. Он передал РаМБаМу обширные знания в Торе и науках. По настоянию отца Моше бен Маймон серьезно изучал философию и медицину, благодаря чему впоследствии стал известен всему миру.
В 1148 году, когда РаМБаМу исполнилось 13 лет и он отметил бар мицву (совершеннолетие, согласно закону Торы), Кордову захватили мусульмане-альмохады. Секта преследовала как иудеев, так и христиан, принуждая их под страхом смерти принимать ислам. Большая часть евреев бежала из города. Среди них была и семья РаМБаМа. Оставшиеся евреи, не успевшие покинуть Кордову, или погибали с именем Всевышнего на устах, или принимали ислам, продолжая тайно соблюдать законы Торы.
Семья РаМБаМа скиталась из города в город по землям Южной Испании. Они не могли надолго оставаться на одном месте из-за того, что альмохады активно «прочесывали» всю территорию страны. После десяти лет странствий семейство присоединилось к группе людей, направлявшихся в Северную Африку.
В 1159 году они поселились в Фесе (Феце), столице Марокко. Но и там им не пришлось задержаться — через пять лет рабби Маймон со всей семьей покинул Фес, спасаясь от религиозных гонений.
Прожив некоторое время в Иерусалиме и Хевроне, они переехали в Египет, где, наконец, смогли обосноваться. В отличие от других мусульманских стран, египетские власти относились к евреям толерантно. Халиф Фатимид давал гражданам своей страны полную свободу вероисповедания, культурной и общественной жизни, а также не препятствовал участию евреев в торговле и других ремеслах. Именно в Египте рабби Моше Бен Маймон написал большую часть своих бесценных трудов, которые ценятся всем еврейским народом и по сей день.
Едва семья РаМБаМа поселилась на новом месте, как ее постигло новое несчастье — через несколько месяцев счастливой жизни в Фостате скончался отец семейства, рабби Маймон, бывший судья еврейской общины Кордовы.
Рабби Маймон написал комментарии к Талмуду. Его сын Моше упоминает об этом в своем вступлении к Мишне и использует работу отца и учителя в качестве источника для написания собственных трудов. Младший сын, Давид, брат РаМБаМа, взял на себя ответственность за пропитание семьи, чтобы дать Моше возможность посвятить себя учебе. Давид начал заниматься импортом и продажей жемчуга и драгоценных камней из Индии. Через некоторое время семью постигла очередная трагедия — возвращаясь из Индии, корабль, на борту которого находился Давид, попал в шторм. В результате кораблекрушения тот погиб. Вместе с ним утонули и все драгоценности, доход от продажи которых должен был пойти на содержание семьи.
И заботы о семье легли на плечи рабби Моше. Тяжелые переживания и упадок сил, потраченных на непрерывную учебу, подорвали здоровье РаМБаМа. Он серьезно заболел и в течение нескольких месяцев был прикован к постели. А поправившись, решил всерьез заняться медициной, чтобы вытащить семью из бедности. Зарабатывать своими широкими познаниями в Б-жественной мудрости, Торе, он считал неправильным. Тору нужно изучать ради постижения мудрости Творца, это путь приближения к Б-гу, а не зарабатывание денег. Избрав медицину, он весьма преуспел на этом поприще и заработал себе такую репутацию в мире врачевателей, что визирь Альфадхил и султан Саладин сделали его своим личным лекарем.
«Поскольку поддержание тела здоровым — одно из составляющих “пути Г-спода”, так как невозможно понимать и познавать, будучи больным, должен человек отдалять себя от вещей, вредных для тела, и приучать себя к вещам, полезным и восстанавливающим здоровье».
РаМБаМ, Мишнэ Тора, книга Знаний, законы об образе жизни
«Устную Тору запрещено преподавать за деньги, ибо сказано: “Смотрите, обучил я (Моше, Моисей, — прим. ред.) вас законам и правилам, как приказал мне Всевышний” (Дварим, 4:5). Так же, как я получил эти знания даром, так и вы получили их от меня даром, и когда будете обучать следующие поколения, поступайте так же, как я поступил с вами.
(…)
Тот, кто намерен заниматься Торой, не работая и живя на милостыней, оскверняет Имя [Б-га], и позорит Тору, и гасит светоч веры, и навлекает на себя беды, и лишает себя Вечной жизни; ведь запрещено получать выгоду от изучения Торы в этом мире.
Сказали мудрецы: каждый, кто получает выгоду от слов Торы, лишает себя Вечной жизни. И добавили: не делай из них (слов Торы) корону, чтобы возвыситься в глазах окружающих, и не заступ, чтобы копать ими; и еще сказали: люби работу и ненавидь властность. Тора, рядом с которой нет работы, не сохранится, и человек, который так поступает, кончит тем, что станет грабить людей.
Большая заслуга есть у того, кто кормит себя собственными руками, и так поступали благочестивые люди прежних поколений; и этим достигается все благо этого мира, а также Будущий Мир, ибо сказано: “Если трудом рук своих добываешь себе пропитание счастлив ты, и хорошо тебе” (Теилим 128:2), — то есть “счастлив ты” в этом мире, и “хорошо тебе” в мире Будущем, о котором сказано, что он “абсолютно хорош”».
РаМБаМ, Мишнэ Тора, книга Знаний, законы изучения Торы
В то же время, рабби Моше Бен Маймон прославился как необычайно образованный и проницательный знаток Талмуда. Ученики и раввины всего мира обращались к нему с просьбами разрешить сложнейшие вопросы, касающиеся еврейского закона (hалахи). Будучи сравнительно молодым (в 42 года), РаМБаМ получил почетную должность главного раввина Каира, хотя духовным лидером египетских евреев он стал еще до официального назначения на этот пост — благодаря выдающимся знаниям в области Торы и личным качествам.
Когда семья поселилась в Египте, большую часть местной еврейской общины составляли караимы. По этой причине существовала реальная угроза сокращению и даже полному исчезновению традиционного иудаизма в Египте. Именно РаМБаМ оказался человеком, сумевшим повернуть вспять этот общественный процесс и повлиять на укрепление веры и религии отцов. Помимо медицинской и раввинской практики, этот великий человек находил время еще и для учебы и написания значительных работ в области Талмуда, философии и медицины.
КОММЕНТАРИИ К МИШНЕ
Вклад РаМБаМа в изучение еврейского закона и Талмуда можно обозначить тремя основными его трудами в этих областях: комментарии к Мишне, «Сефер hа-Мицвот» («Книга заповедей») и Мишнэ Тора.
Первой из этих работ стал сборник комментариев к Мишне, известный также как «Источник света» («Сефер hа-Маор»). Работать над ним рабби Моше начал 23-летним и закончил через семь лет, уже в Фостате. «Я писал комментарии в невыносимо тяжких условиях... мы переезжали с места на место… и все это время я писал — и на суше, и в море», — пишет РаМБаМ в заключительной части. Его ясный, методический и аналитический склад ума, его непревзойденная способность систематизировать написанное отражены уже в этом сборнике, комментирующем каждый трактат Мишны в отдельности, объясняя значение каждого изречения, основываясь на тщательном подборе из обширного материала и размышлений о Талмуде. Там, где разъяснения к определенным выдержкам из Талмуда найти не удалось, РаМБаМ обращался к комментариям своих великих предшественников, гаонов, или писал собственные. А при необходимости дополнял комментарии необходимой научной информацией, демонстрируя тем самым высокие познания мудрецов Торы во многих областях общественных наук. Помимо собственной ценности, комментарии РаМБаМа к Мишне несут в себе и практический смысл познания различных законов, поскольку именно благодаря этой работе появилась возможность принятия окончательного hалахического решения на основе многообразия описанных в Мишне мнений по тому или иному вопросу.
РаМБаМ является еще и автором детально проработанных описаний концепций иудаизма в сфере пророчеств, передачи Б-жественного откровения через поколения, а также описания развития и принципов Устной Торы. Кроме этого, он сочинил отдельные разъяснительные вступления ко всем затруднительным для изучения трактатам Мишны.
ТРИНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ ВЕРЫ
Одна из наиболее известных работ РаМБаМа — вступление к десятой главе трактата «Санhедрин», в котором он формулирует «Тринадцать Принципов Еврейской Веры», по сей день являющихся столпами еврейского мировоззрения. Во многих общинах они числятся среди обязательных текстов, произносимых после молитвы.
Первые пять из тринадцати принципов веры РаМБаМа касаются существования Б-га, Создателя, Его единства и вечности Его существования. Следующие четыре относятся к пророчествам Моше (Моисея), Б-жественному происхождению Торы и ее неизменности. Десятый и одиннадцатый подчеркивают всеведение Всевышнего и говорят о наградах и наказаниях за соблюдение и нарушение заповедей. Два заключительных принципа говорят об эре Машиаха и воскрешении мертвых. С этими тринадцатью принципами вы сможете ознакомиться в статье «Принципы веры».
Не менее известным является труд «Шмонэ праким» («Восемь глав»), предисловие РаМБаМа к Пиркей Авот (трактату Мишны, определяющему приличествующий еврею уровень этики и морали). Несмотря на, казалось бы, незначительную роль любого вступления, даже такие небольшие работы РаМБаМа имеют для нас огромное значение. «Восемь глав» переведены на множество языков мира. Именно рабби Моше бен Маймон предложил систематизированное описание еврейской этики и обсудил в своих работах основные концепции иудаизма — происхождение души человека, ее болезни и излечение, бессмертие, свободу воли, свободу выбора и Б-жественное всеведение.
Его выдающие познания в области Талмуда особенно проявляются во вступлении и комментариях к «Седер Таhарот» (одному из шести разделов Мишны), который объединяет двенадцать трактатов, описывающих наиболее сложные законы и понятия духовной чистоты и нечистоты.
Комментарии написаны РаМБаМом арабской вязью и носят название «Китеб Эль Сирадж» («Источник света», или «Сефер hа-Маор» на иврите). Позднее наиболее востребованные трактаты были переведены на иврит. Свидетельством значимости и популярности этой работы является то, что текст этого предисловия является обязательным дополнением к каждому полному изданию Талмуда.
Еще до начала работы над комментариями к Мишне, РаМБаМ уже был признанным автором многих интереснейших трудов. Первая из наиболее известных его работ называется «Маамар хальбур», в ней он рассматривает структуру еврейского календаря и демонстрирует глубокие познания в области астрономии и математики. Другой такой работой является «Биур милот hа-hигайон», философский трактат о логике. Обе книги переведены на иврит.
Кроме того, РаМБаМ является автором комментариев к трем полным разделам Вавилонского Талмуда, написал обзор описанных в Иерусалимском Талмуде законов. Свод законов, ранее никогда не публиковавшийся и считавшийся утерянным, не так давно был обнаружен и впервые опубликован в Нью-Йорке в 1947 году.
Поражает уже то, что РаМБаМ создал столь значительные работы в столь молодом возрасте, постоянно подвергаясь гонениям и не имея необходимых источников!
«Правда не становится истиннее из-за того, что весь мир с ней согласен, и ложной из-за того, что мир ее отрицает».
РаМБаМ, Морэ Невухим («Путеводитель для заблудших»), 2:15
КОДИФИКАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА
Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Сущий и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования. И если можно было бы предположить, что Его нет, никакая другая вещь не могла бы существовать.
Мишне Тора, Йесодей hаТора, 1:1–2
Даже если бы РаМБаМ не написал больше ничего, кроме комментариев к Мишне, этого было бы достаточно для того, чтобы стать значимой фигурой в истории мудрости еврейского народа. Но тем он и был уникален, что еще не закончив работу над комментариями, уже принялся за другой труд — кодификацию еврейского закона.
Первые шаги в этом направлении были предприняты несколькими годами ранее рабби Ицхаком Альфаси (известным как «РиФ»). Сложность и многогранность талмудических дискуссий делает поиск достойнейшего из путей практически недостижимой задачей для человека среднего ума. Рабби Ицхак Альфази тщательно проработал все пассажи и комментарии авторитетных мудрецов Талмуда, проигнорировав сложнейшие дискуссии амораим, привел их в относительный порядок, процитировав оригиналы высказываний. Этот труд по праву считается монументальным. Тем не менее, метод кодификации рабби Ицхака Альфази не стал основой для упорядочивания и группирования законов. Со временем возникла потребность в более четкой систематизации законов, описанных в Талмуде, за что и взялся не кто иной, как рабби Моше бен Маймон, который первым достиг ясности классификации еврейских законов.
Вот что говорил по этому поводу сам РаМБаМ в предисловии к Мишне Тора:
«…В наше же время обрушились на нас новые беды, и проблемы заслонили от людей все, — и пропала мудрость мудрецов наших, и понимание скрылось от знатоков (…) Поэтому набрался решимости я, Моше, сын Маймона из Испании, положившись на помощь Г-спода, благословен Он, изучил все эти книги и счел нужным составить свод законов, вытекающих из всех этих сочинений (…) Излагаю я это ясно и лаконично, чтобы классифицировать Устную Тору и сделать ее доступной для всех (…) Чтобы человек не нуждался ни в каком другом сочинении для понимания еврейских законов (…)Поэтому назвал я этот труд “Мишне Тора” (“Следующее за Торой”), так как сначала человек читает Письменную Тору, затем — эту книгу, и из нее узнает всю Устную Тору».
КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ
Прежде чем приступить к кодификации законов, основанных на Торе, Талмуде и работах предшествующих поколений (геоним), РаМБаМ систематизировал «ранее не обработанную» тему, выделение 613-ти заповедей из текста Пятикнижия. «Книга заповедей» («Сефер hа-Мицвот») не только стала своеобразным предисловием к «Мишне Тора», но и представляет огромную ценность сама по себе — как одна из трех главных юридических работ.
Главной целью «Книги заповедей» является перечисление всех 613-ти заповедей Торы, которые делятся на 248 повелевающих (мицвот асэ) и 365 запрещающих (ло таасэ) заповедей. На самом деле, простой подсчет выявляет гораздо больше, чем 613, повелений, упомянутых в Торе. Задача мудреца состоит в выделении 613-ти законов, данных на века, отделив их от тех, что относятся лишь к одной эпохе. Однако ни Талмуд, ни предшественники Маймонида не перечислили всех предписаний и запретов, равно как и не дали развернутой формулировки принципов и правил, на основе которых необходимо рассматривать все законы Торы.
«Каждая из 613-ти заповедей служит как установлению верного образа жизни, так и избавлению от ложных концепций, для поддержки законов и искоренения беззакония, вдохновения добродетели и избавления от зла».
Морэ Невухим, 3:31
РЕСПОНСЫ
Помимо упомянутых выше основных работ, рабби Моше бен Маймон трудился над созданием сборников своих ответов («Тшувот», или «Респонсы») на многочисленные вопросы — от комментариев к святым текстам до сложнейших hалахических решений. С выходом в свет комментариев к Мишне РаМБаМ стал признанным знатоком еврейского закона и иудаизма в целом. С появлением «Мишне Тора» он стал авторитетом среди мудрецов, и евреи всего мира спешили узнать мнение великого Маймонида в различных областях еврейской жизни. Респонсы включали решения сложных вопросов относительно hалахи (еврейского закона), объяснения трудных для понимания отрывков Талмуда, рассуждения на теологические и религиозно-философские темы.
Множество этих сборников были написаны на арабском языке и позднее переведены на иврит. В отличие от более поздних подобных сборников, «Тшувот» РаМБаМа были лаконичными. Некоторые его ответы ограничивались лишь парой слов. Иные вопросы были настолько серьезными, что мудрец отвечал на них детально и в полном объеме, причем эти развернутые тексты имели огромную ценность как отдельно взятые труды в мире еврейской религиозной литературы.
ПОСЛАНИЕ ОБ ОТСТУПНИЧЕСТВЕ
Одним из исторических посланий РаМБаМа стало «Послание о вероотступничестве» («Игерет hа-Шмад»), также известное как «Сказание об освящении имени Б-га» («Маамар Кидуш hа-Шем»).
Фанатики-альмохады, захватившие Испанию и Северную Африку, не признавали никакой религии кроме ислама. У всех «неверных» был выбор: принятие мусульманства, бегство из страны или мучительная смерть. Большинство евреев предпочли скитаться по свету, но не предавать веру отцов. Кто-то публично принял ислам, но при этом тайно продолжал исповедовать иудаизм.
В «Послании о вероотступничестве» рабби Моше бен Маймон рассуждает о статусе «скрытых» евреев (названных марранами) с точки зрения еврейского закона. Неоднозначность проблемы позволила РаМБаМу выйти далеко за пределы обычного труда. Он подробно рассуждает о том, кто же все-таки считается вероотступником, с учетом всех условий, при которых человек отрекся от иудаизма. Кроме того, Маймонид высказал свою точку зрения и относительно границ освящения и осквернения имени Всевышнего. Эта работа также была написана на арабском и позднее переведена на иврит.
ПОСЛАНИЕ В ЙЕМЕН
Другое, еще более известное из посланий РаМБаМа — «Послание в Йемен» («Игерет Тейман»), которое представляет собой ответ на письмо йеменского раввина Яакова аль-Фаюми (Jacob al-Fayumi), описавшего в обращении к Маймониду религиозную нетерпимость и жестокие гонения, выпавшие на долю евреев Йемена.
Примерно в 1168 году к власти в Йемене пришел фанатичный мусульманин, который приказал всем евреям страны под страхом смерти принять ислам. Более того, один еврей все же пошел на этот шаг и начал «зарабатывать очки» у нового правительства, убеждая бывших собратьев по вере в истинности мусульманства и Корана. Практически одновременно с этим появился очередной лжемессия.
Ответ рабби Моше бен Маймона был адресован не только раввину, но и всем евреям Йемена. В частности, он высказал собственное видение истоков антисемитизма. Причина юдофобии — зависть язычника участи избранного народа. Не в силах противостоять Творцу, народы мира обращают свой гнев и злобу на Его народ.
Злоба имеет различные варианты реализации: уничтожение еврейского народа; попытки убедить евреев обратиться в другую религию, а также заявления христиан и мусульман об «устаревании» иудаизма. РаМБаМ писал, что все выпавшие на долю евреев несчастья были предсказаны еще великими пророками. Но как в прошлом никому не удавалось уничтожить евреев до конца, так и в будущем все попытки неевреев не будут иметь успеха.
РаМБаМ обоснованно развенчал все попытки мусульман отыскать в Торе предсказания или упоминания о Мухаммеде. Йеменского лжемессию Маймонид называет не иначе, как «сумасшедшим» или «мошенником». РаМБаМ заверил евреев Йемена в том, что Творец пошлет истинного Мошиаха в нужный час.
Послание достигло своей цели — йеменские евреи остались верны своим принципам и религиозным убеждениям несмотря на все страдания и унижения, а зачастую и вопреки смертельной опасности. Рабби Моше бен Маймон использовал все свои связи при дворе Саладина в Египте для того, чтобы предотвратить уничтожение непокорных евреев. Община Йемена с радостью приняла как совет мудреца Торы, так и непосредственную его помощь. И, в благодарность за это, внесла его имя в молитву Кадиш:
«Да установит Он царскую власть Свою при жизни вашей в дни ваши и при жизни всего дома Израиля и при жизни нашего учителя Моше сына Маймона».
В Вавилоне такой чести мог быть удостоен только Рейш Галута (экзиларх).
«Существуют запредельные вещи, недоступные для человеческого разума; пытаться их понять – пустая и невыполнимая затея хотя бы потому, что их постижению мешают “врата восприятия”».
Морэ Невухим, 1:31
Рабби Моше бен Маймон стал не только прославленным знатоком Талмуда и еврейского закона, но еще и классиком еврейской философии. Закончив работу над законодательным трудом «Мишне Тора» , он взялся за описание философии иудаизма — трактата «Путеводитель растерянных» (Морэ Невухим).
ПУТЕВОДИТЕЛЬ РАСТЕРЯННЫХ
РаМБаМ предлагает ответы на вечные вопросы, интересующие мыслящего человека: истинность существования Б-га, цель создания всего живого, отношение Творца к мирозданию, предначертанность человеческой жизни, сущность зла, свобода выбора, Б-жественное провидение, Б-жественное правосудие, возможность и характер Б-жественных откровений, цель заповедей Торы, истинный путь служения Творцу и многое другое. Что же побудило мудреца заняться исследованием этой темы?
Кто растерялся?
Население исламских стран (в частности, Египта) открыло и приняло для себя греческую философию. С ростом интереса к идеям Аристотеля в умах евреев назрел конфликт между мировоззрением греческим и еврейским, основанным на словах Торы. Одним из сложнейших таких противоречий были попытки сопоставить образ бестелесного Б-га с такими «очеловеченными» Его описаниями в Торе, как «рука Б-га», «глаза Б-га» и т. п.
Даже придерживающиеся идей Торы еврейские философы терялись, наталкиваясь на кажущееся противоречие разума и веры. РаМБаМа, главу общины, не могла не беспокоить эта проблема. С его точки зрения, наибольшая опасность грозила именно образованным евреям, поскольку интеллект в их жизни играет гораздо более значительную роль, нежели у «простых» евреев. В этом испытании «мудрецы» оказались менее устойчивыми, чем «простаки».
Маймонид, хорошо разбиравшийся в философских учениях — как древних, так и современных ему, — осознал, что именно на нем лежит обязанность отыскать вакцину против духовного недуга. Такой вакциной стали формулирование и систематизация фундаментальных религиозно-философских принципов иудаизма. Четкие и ясные еврейские идеи, по мнению РаМБаМа, должны были достойно ответить «интеллектуалам», развеять сомнения и возродить в людях желание жить по законам Торы. В предисловии в «Путеводителю растерянных» он пишет:
«Я же знаю, что всякий человек, даже новичок, совершенно не обладающий теоретическими познаниями, извлечет полезное для себя из некоторых глав этого трактата; а тот человек, который достиг совершенства, верен Закону, но, как я уже упоминал, пребывает в растерянности, — он извлечет полезное из всех его глав».
«Путеводитель растерянных» был написан на арабском языке и, соответственно, название его звучало как «Далалат аль-Хаирин». Практически сразу после его написания автору стали приходить письма с просьбами выслать копию с переводом на иврит — для удобства изучения. Спустя десять лет после появления «Путеводителя» существовало уже два ивритских перевода: рабби Шмуэля ибн Тибона и рабби Йеhуды аль-Харизи.
Версия Ибн Тибона считается более точной, поскольку в процессе работы он консультировался с автором, который сам одобрил этот перевод, назвав работу рабби Шмуэля наиболее точно отражающей суть оригинала. Перевод же аль-Харизи отличается красотой языка и элегантным стилем изложения. Сын РаМБаМа, рабби Авраам, негативно отзывался о втором варианте перевода — по его мнению, красота изложения достигалась за счет снижения точности содержания.
В последние годы появился новый ивритский перевод «Путеводителя», созданный рабби Йосефом Капахом, а также перевод на русский, автором которого является Михаэль Шнайдер.
Признание «Путеводителя»
Еврейская философия в изложении Маймонида привлекла внимание и мыслителей нееврейского мира. Еще при жизни РаМБаМа трактат интенсивно изучался мусульманами. Спустя некоторое время в Европе появились переводы трактата на латынь, испанский и итальянский.
Новая волна интереса к «Путеводителю» возникла в нееврейской среде примерно в середине XIX века, с появлением французского перевода, сделанного Соломоном Мунком. На сегодняшний день трактат переведен практически на все европейские языки. «Путеводитель» оказал огромное влияние на философию Средневековья. Многие мыслители (Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скотус и Роджер Бэкон) в своих работах цитировали РаМБаМа. Таким образом, Маймонид сыграл значительную роль в развитии общей теософии.
Каббала в «Путеводителе»
«Путеводитель растерянных» стал самым комментируемым классическим философским трактатом в истории. Интересно отметить, что некоторые из комментариев включают в себя объяснения с точки зрения Каббалы. За внешней философской формой трактата скрываются каббалистические идеи, и потому изучение его исключительно с позиций рационализма не раскроет полного смысла послания РаМБаМа.
В течение последних двухсот лет в литературных источниках ХаБаДа РаМБаМ упоминается не только как философ и талмудист, но еще и как исследователь духовных структур, мудрец Каббалы. И действительно, многие идеи, как в законодательных, так и в философских книгах РаМБаМа напрямую связаны с Каббалой.
ЦЕЛИТЕЛЬ И МЕДИК
Профессиональный авторитет РаМБаМа-медика возрос с назначением его придворным целителем при египетском султане Саладине. В его обязанности входила забота о здоровье главного визиря Альфаделя и членов королевской семьи. Слава о высоком профессионализме еврейского ученого дошла и до Европы. Английский король Ричард Львиное Сердце предложил ему должность личного врача, от чего РаМБаМ, впрочем, отказался, предпочитая остаться в своей еврейской общине в Египте.
РаМБаМу приписывают более пятнадцати работ по теории и практике врачевания включая трактат о различных ядах и противоядиях, используемых в Средние века, рассуждения об астме и предписания по ведению здорового образа жизни.
Клятва медиков
Существует мнение, приписывающее РаМБаМу авторство древней молитвы медиков.
«Б-г, Ты создал тело человека по Своей бесконечной доброте; Ты объединил в нем бесчисленные силы, необходимые как множество инструментов, нужных для возведения прекрасного жилища для бессмертной души; все эти силы гармоничны.
Но если же слабость или сильная страсть нарушат эту гармонию, силы выступят друг против друга и тело возвратится в прах — откуда и пришло. Ты направляешь нам Своих посланников с предупреждением о приближении опасности в виде болезней и тем самым готовишь нас к ее преодолению.
Б-жественное провидение направило меня в этот мир следить за жизнью и здоровьем Твоих творений. И пусть при исполнении своей миссии я всегда буду руководствоваться любовью, а не погоней за богатством и не скупостью, не жаждой славы и репутации; пусть враги истины и благородства не смогут заставить забыть настоящую цель творения добра Твоим детям. Дай сил сердцу и разуму моему для того, чтобы я был полностью готов к служению богатым и бедным, праведным и порочным, друзьям и врагам. В каждом пациенте дай мне видеть только страдающего человека.
Если более знающие врачи захотят обучать меня мудрости, даруй мне доверие к ним желание учиться — ведь медицинское учение безбрежно. Ведь не дано одному человеку увидеть всё. Пусть я буду умеренным во всем, что не касается этой науки, и ненасытным во всем, что ее касается; пусть я всегда смогу пополнить то, что уже умею. Ведь человек сегодня обнаруживает ошибки, совершенные вчера, а завтра получает прояснение в том, в чем уверен сегодня.
Б-г, Ты уготовил меня, чтобы следить за жизнью и смертью Ваших существ: вот — я готовый к моей миссии».
КОНЧИНА РАМБАМА
Последние годы своей жизни Маймонид посвятил врачебному делу, написанию и редактированию своих многочисленных трудов, работе на посту главного раввина Египта и духовному предводительству еврейских общин.
20 тевета 1204 года РаМБаМа не стало. О его кончине скорбели евреи всего мира. Как в еврейской, так и в мусульманской общине Фостата был объявлен трехдневный траур. В Иерусалиме провели пышную похоронную церемонию и объявили всеобщий пост. В синагогах мира в эти дни читали книгу пророка Шмуэля, описывающую захват ковчега плиштимлянами, цитируя стих «Слава отдалилась от народа Израиля, когда забрали ковчег Б-жий».
Похоронили РаМБаМа в святом городе Тверии, куда сотни евреев и по сей день съезжаются, чтобы помолиться на могиле великого мудреца.
Раввин Йосеф Херсонский и Шейндл Кроль