Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.08.2005
Основатель хасидизма рабби Исраэль Баал Шем Тов, более известный как БеШТ (по первым буквам Баал Шем Тов), родился 18 элула 5458 года от сотворения мира (1698 г. по григорианскому календарю) в небольшом карпатском городке Окопе — через пятьдесят лет после начала «освободительной войны» Хмельницкого, практически уничтоживших еврейские общины Украины, Подолии, Волыни и Польши. На момент рождения БеШТа последствия той катастрофы ощущались весьма отчетливо, оставшиеся евреи пребывали в глубоком отчаянии, начался рост ассимиляции. И потому большую часть своей жизни Баал Шем Тов потратил на борьбу с духовными последствиями погромов.
Тем не менее, неправильно было бы предполагать, что хасидизм являлся исключительно «духовным лекарством», необходимым для лечения больных, но не имевшем никакой ценности для здоровых. Одним из важнейших утверждений, составляющих учение Баал Шем Това, является именно принцип жизненной необходимости хасидизма для духовного благополучия любого еврея. Пусть даже этот еврей не знает слов «погром», «ассимиляция» и т.п.
Эта идея важна для правильного понимания жизни и учения Баал Шем Това, поскольку часто можно услышать, что хасидизм был, в основном, предназначен для притесняемых и необразованных народных масс. И хотя БеШТ и его последователи действительно направляли большую часть своей энергии на помощь бедным безграмотным евреям, это все же не являлось основной характеристикой хасидизма, привнесшего в мир Торы и заповедей новый свет и новую глубину, благодаря чему в практике иудаизма были открыты новые направления.
Учение, на котором зиждится хасидизм, ранее было известно лишь избранным, но однажды пришла пора открыть его всему еврейству. Миссия Баал Шем Това заключалась как раз в том, чтобы начать эту работу и укоренить основы хасидизма, чтобы он смог полноценно развиваться и стать неотъемлемой частью еврейской жизни.
Хасидизм никогда не считался необязательным дополнением к еврейской жизни — наоборот, он являлся необходимой опорой, только благодаря которой до сих пор сохраняются наиболее существенные характеристики иудаизма и сама сущность еврейства.
Пятилетним малышом Баал Шем Тов осиротел. Его отец, благочестивый, праведный человек, завещал ему: «Сын мой, не бойся никого, кроме Б-га. Люби каждого еврея всем своим сердцем и душой».
Опекаемый общиной, он получил обычное для еврейских мальчиков того времени образование. Ему нравилось проводить свободное время на лоне природы в окрестностях родного города, где благодаря красоте тех мест и чувствительности собственной души мог наслаждаться величием Мироздания.
ТАЙНЫЕ КАББАЛИСТЫ
Четырнадцатилетним подростком БеШТ вступил в группу нистарим (досл. — сокрытые), в которую входили тайные мистики, последователи рабби Адама Баал Шема из Ропшиц. В соответствии со своей миссией, они странствовали от города к городу, общались с раввинами, учеными людьми, бедными рабочими и богатыми предпринимателями, поддерживая и даря надежду тем, кто пребывал в состоянии горестного пессимизма.
Через четыре года, по предложению БеШТа, нистарим взяли на себя ответственность за религиозное образование этих общин. Благодаря им были устроены подходящие школы, найдены набожные, квалифицированные преподаватели; особое внимание уделялось нуждам бедных.
После смерти рабби Адама Баал Шема, новым лидером нистарим был избран рабби Исраэль, Баал Шем Тов, который сразу же занялся основанием религиозных школ (хейдеров) для детей, а для более старших мальчиков организовывались школы более «продвинутого» типа, предназначенные для изучения Талмуда. По инициативе БеШТа, они появились в сотнях еврейских общин.
Эта четкая, хорошо организованная религиозная образовательная система стала одним из лучших примеров служения Б-гу и соблюдения заповеди любви к евреям (аhават исраэль). Для достижения второй цели нистарим сосредоточили свое внимание на том, чтобы помогать народу достичь высот Торы; тогда, в условиях тотальной безграмотности, это было жизненно необходимо.
В этот период биографии БеШТа в его распоряжении оказалось немало рукописей, ранее принадлежавших рабби Адаму Баал Шему и раскрывавших тайны каббалистического учения, которое он тогда подробно изучал.
На какое-то время БеШТ поселился в местечке Броды, где женился на сестре мудреца рабби Авраhама Гершона Китовера. У супругов родились сын Цви и дочь Адель (hодале).
На протяжении десяти лет, начиная с 5484 года от сотворения мира (1724 г. по григорианскому календарю) года, БеШТ вел уединенный образ жизни, полностью посвятив себя интенсивному изучению Торы. Существует письменное свидетельство о том, что в это время он получал наставления от Ахии из Шило, древнееврейского пророка времен царя Давида. Душа пророка регулярно являлась БеШТу и раскрывала перед ним тайны Торы.
ОСНОВАНИЕ ХАСИДИЗМА
В 5494 (1734) году 36-летний БеШТ переехал в Меджибож, где начал публично преподавать доктрину хасидизма. Нужно помнить, что в те времена изучение Торы являлось единственно возможным путем исповедания иудаизма, и безграмотные, необразованные евреи считались «второсортными».
Согласно учению Баал Шем Това, иудаизм и Тора принадлежат всем евреям; соответственно, каждый еврей, вне зависимости от своего общественного положения, происхождения или даровитости, способен служить Б-гу, а исполнение заповеди любви к евреям (аhават исраэль) должно заключаться в желании жертвовать собой ради любого другого еврея.
Он проповедовал, что почитание Б-га жизненно необходимо для полноценного существования любого еврея; что религиозный потенциал молитвы бесконечен. И хотя молитва отчасти выполняет функцию обращения к Б-гу с просьбой удовлетворить какую-либо просьбу, она, скорее, все же является первоочередным способом единения человека с Б-гом, когда человек отказывается от осознания самостоятельного существования и осознанно вступает в вечное бытие Б-жье. Ощутимая связь с Владыкой мира дает человеку спокойствие, а лишь в таком состоянии человек может ощутить истинное веселье (симха). Симха шель мицва (радость от исполнения заповеди), теплота и любовь по отношению к другим стали основной качественной характеристикой хасидизма.
Толпы людей начали стекаться в Меджибож; у БеШТа появлялось все больше и больше пылких последователей, среди которых было немало высоко почитаемых и прекрасно образованных раввинов и талмудистов того времени. Величайших из них, рабби Довбер из Межерича, стал последователем БеШТа и учителем выдающегося рабби Шнеора Залмана из Ляд. Эти и многие другие выдающиеся ученые и раввины помогали распространять учение БеШТа в своих общинах, и вскоре хасидизм распространился по всей Польше и ее окрестностям.
СОПРОТИВЛЯЮЩИЕСЯ
Некоторые раввины, незнакомые с учением Баал Шем Това, отнеслись к хасидизму с подозрением, опасаясь, что он является всего лишь очередным ложным «мессианским» движением, и принимали его в штыки. Эти подозрения были более, чем безосновательны, поскольку Баал Шем Тов и его последователи сами являлись ярыми противниками таких движений.
С первым открытым сопротивлением БеШТ и его последователи столкнулись в 5515 году от сотврения мира (1755 г. по григорианскому календарю) , то есть через двадцать лет после начала публичной деятельности БеШТа. Однако ничто уже не могло остановить бурное развитие движения хасидизма, которое привлекало к себе все больше и больше последователей как в народных массах, так и среди ученых и раввинов.
Таким образом, в последние годы своей жизни Баал Шем Тов стал свидетелем борьбы, которая на какое-то время разделила еврейский народ на два лагеря — хасидим и митнагдим (или миснагдим; досл. — сопротивляющиеся). Однако он предвидел победу, которую, в конце концов, должно было одержать его учение, и окончательное повсеместное принятие своих идей еврейским народом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рабби Исраэль Баал Шем Тов скончался в 5520 (1760) году, в первый день праздника Шавуот (6 сивана) в возрасте шестидесяти двух лет. Он не оставил никаких письменных работ, но его учения и доктрины были записаны его учениками и опубликованы в их работах и собраниях сочинений. Учение Баал Шем Това, являющееся системой мысли и философии еврейской жизни, можно обнаружить во многих хасидских книгах, особенно в работах рабби Шнеура Залмана, основателя движения ХаБаД–Любавич.
Влияние Рабби Исраэля Баал Шем Това продолжало набирать силу даже после его смерти. Вскоре был положен конец долгому конфликту между хасидим и митнагдим, и хасидов перестали подозревать в еретических идеях. Более того, они были признаны благочестивыми представителями традиционного иудаизма. Прошло всего полвека — и половина еврейского населения Восточной Европы стала приверженцами хасидизма.
Сегодня, спустя более чем двести пятьдесят лет со дня смерти Баал Шем Това, движение хасидизма и его яркие ответвления являются одной из самых жизнеспособных, динамических и творческих сил ортодоксального иудаизма.
Читайте так же:
Великий Магид (наследниг БеШТа)
Раввин Йосеф Херсонский