Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.02.2007
Четвертым Любавичским ребе стал сын Цемаха Цедека рабби Шмуэль (1834 – 1882), который продолжил знакомить еврейский народ с учением ХАБАД и активно участвовал в общественной жизни, добиваясь повышения уровня духовности и улучшения материальных условий жизни всех евреев вне зависимости от их принадлежности к хасидизму.
Начало активной общественной деятельности рабби Шмуэля относится к 5615 (1855) году, когда по просьбе отца он вместе с коллегой отправился в Санкт-Петербург для участия в работе организованной царским правительством конференции по обсуждению проблемы выпуска учебников с немецким переводом, предназначенных еврейских детей. Несмотря на юный возраст рабби Шмуэль не боялся высказывать свое мнение царским чиновникам.
В 5616 – 5626 (1856 – 1866) годах он много путешествовал по территории родной страны и за ее пределами, знакомился с известными лидерами еврейских общин. Вера и непоколебимость, которые он вселял в них при встречах, позже сослужили иудаизму верную службу.
После смерти в 5626 (1866) году праведного Цемаха Цедека рабби Шмуэль был избран руководителем ХАБАД Хасидим. Его руководство (5626 – 5643 / 1866 – 1882) совпало с периодом всплеска в России неистового антисемитизма, спровоцированного придворными кругами. Многие князья, будучи отпетыми юдофобами, постоянно плели интриги, сознательно навлекая беды на еврейские общины и провоцируя погромы.
Рабби Шмуэль в полной мере сознавал высокую степень своей ответственности и был в первых рядах истинных борцов за спасение еврейского населения, являясь главным вдохновителем и движущей силой всех действиях, предпринимавшихся в этом направлении.
В 5629 (1869) году он сформировал постоянный совет глав еврейских общин Санкт-Петербурга, основной задачей которого стало поддержание высокого уровня информированности во всех вопросах, касающихся жизни еврейского народа. Члены совета должны были в любой момент встать на защиту общинных прав и интересов.
Период 5630 – 5640 (1870 – 1880) гг. вновь стал для Ребе временем многочисленных путешествий по Российской империи и другим странам.
Его не могли сбить с верного пути ни богатые капиталисты, ни высокомудрые интеллектуалы движения «Хаскала», стремившиеся придать иудаизму светский характер, не смогли запугать его и высшие правительственные чиновники. Ребе Шмуэль выражал свои взгляды четко, убедительно, с достоинством и никогда не отмалчивался, когда возникала проблема, затрагивающая интересы еврейского народа. О его выдающихся лидерских качествах можно судить и по тому уважению, с каким относились к его заявлением и вмешательству во внутренние дела. Прославился он и значительным вкладом в хасидскую литературу. При нем резко возросло число приверженцев ХАБАД, а он, подобно предшественникам, делал все, чтобы удовлетворить нужды и потребности своих последователей и укреплял их веру в Тору в ту непростую эпоху.
Его относительно недолгое, но последовательное и конструктивное руководство движением предвосхитило новую фазу существования ХАБАД, выразившуюся в повсеместном распространении знаний, изучении Торы и возрождении истинной традиции и росте уровня набожности иудеев во всем мире. Последнему во многом способствовала нарастающий процесс эмиграции российских евреев. Если на первых порах деятельность ХАБАД была сконцентрирована в России и ее дальних окраинах, то со временем она распространилась на Израиль, Польшу и Прибалтику, а затем — на Соединенные Штаты, Канаду, Западную Европу, Австралию, Южную Америку, Африку и другие уголки света. Важно отметить, что такого рода деятельность проводилась с равными старанием и решимостью и не зависела от принадлежности евреев к восточным, сефардским или ашкеназским корням, что, в свою очередь, служило лишним доказательством всеобъемлющего характера движения ХАБАД, принадлежащего всем сынам Израиля.