Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
21.05.2019
В середине XIX века Иерусалим был бедным, небольшим и перенаселенным городом, чьи границы не выходили за пределы стен, воздвигнутых при Сулеймане Великолепном. Высокая плотность населения и нехватка чистой воды приводили к частым эпидемиям. Евреи, мусульмане и христиане жили в душной тесноте своих кварталов, в постоянном страхе и недоверии друг к другу.
Именно таким город встретил Конрада Шика – 24-летнего протестанта из немецкого Вюртемберга. В Иерусалим он прибыл в 1846 году в составе группы миссионеров, призванной создать в городе апостольскую общину и способствовать распространению учения Христа. Для Шика начало миссии сложилось неудачно: он тяжело заболел. Конрад и в детстве был ребенком слабым и болезненным. Его родители, видя, что мальчик не сможет помогать им в поле, решили отдать его в религиозную школу в Корнтале – там помимо латыни и священных текстов учили механике, столярному и кузнечному делу. Конрад Шик сильно преуспел в ремеслах.
В 1842 году он уехал в Базель, чтобы продолжить образование. Здесь он познакомился с пастором Христианом Фридрихом Спитлером, горячим проповедником пиетизма – протестантского учения о личном благочестии перед Б-гом, деятельной любви и нравственной чистоте. Шик – ревностно верующий молодой человек, стремящийся к самосовершенствованию и духовному служению Б-гу – произвел благоприятное впечатление на Спитлера, и тот включил его в состав паломнической миссии в Иерусалим.
После месяца тяжелой болезни Конрад Шик пошел на поправку. На то, чтобы спасти его жизнь, у его товарищей ушли практически все деньги. Встал вопрос о поиске работы. Найти ее в Святом городе оказалось нелегко: рынок труда был поделен между этническими и религиозными группами Иерусалима. Однако Конрад Шик нашел свое место в арабском квартале города, где стал продавать собственноручно изготовленные часы с кукушкой.
В 1850 году Конрад Шик вышел из миссии. Дело в том, что он надумал жениться, а пастор Спитлер запрещал своим миссионерам вступать в брак. Избранницей Конрада Шика была немка Кэролайн Амали Шмидт. Свадьбу сыграли через два года, а вскоре девушка умерла во время родов своего первенца. Впоследствии Шик женится на двоюродной сестре первой жены, миссионерке Фредерике Полин Дублер, которая родит ему шестерых детей – трое из них умрут в раннем возрасте.
Покинув движение Спитлера, Шик присоединился к «Англиканскому миссионерскому обществу распространения христианства среди евреев» и сдружился с англиканским епископом Иерусалима Самуэлем Гобатом. Гобат пригласил Шика на работу в только что созданный «Дом трудолюбия» при церкви Христа, где новообращенных детей из еврейских и арабских семей учили различным ремеслам. Конрад Шик начал преподавать в этой школе, а затем стал ее директором. В этой должности он прослужил до 1881 года.
Епископ Гобат всячески способствовал тому, чтобы Иерусалим вышел из стен Старого города и начал обживать пространство вокруг себя. В 1850-х годах школа епископа Гобата и детский дом Шнеллера положили начало постоянным поселениям за пределами стен Старого города. Гобат искал людей, способных проектировать и строить новые здания. В Конраде Шике он разглядел одного из них. Хотя Шик не имел специального образования, он горячо интересовался архитектурой и занимался конструированием моделей древних сооружений Иерусалима. Еще во время учебы в Базеле, штудируя сочинения Иосифа Флавия, он сделал первый в своей жизни макет Иерусалимского Храма. Гобат как мог поддерживал интерес Шика и стал подключать его к задуманным им архитектурным проектам.
В 1863 году архитектор-самоучка построил в городе свое первое здание – больницу Англиканского миссионерского общества. Затем он участвовал в строительстве нескольких лепрозориев, которые смогли вместить в себя многочисленных прокаженных, влачивших жалкое существование возле Сионских ворот Иерусалима. В 1867 году по проекту Конрада Шика для больных лепрой построили новую больницу, представляющую собой двухэтажное здание с просторными палатами. Во дворе был разбит сад, где те, кто еще был в силах работать, занимались садоводством и ухаживали за домашним скотом.
В 1868 году по проекту Шика была построена школа-приют для христианских девочек «Талита куми». Большое трехэтажное здание украшали стихи из Нового Завета, в центре фасада находился балкон, а треугольный фронтон был дополнен часами. В 1948 году во время Войны за независимость в строение угодила бомба, а в 1980-х годах, несмотря на протесты жителей, здание снесли. Сегодня от него осталась лишь часть фасада с часами, под которыми иерусалимцы любят назначать место для встреч.
Постепенно Шик стал если не главным, то одним из самых важных архитекторов Иерусалима. Именно к Шику за помощью в строительстве дома обратился английский художник-прерафаэлит Уильям Холман Хант, прославившийся картиной «Свет мира». В 1869 году Шик разработал дизайн дома живописца, оставив в нем одну из своих архитектурных «визитных карточек» – круглое окно над главным входом.
Именно к Шику направились и представители эфиопской общины, получившие деньги от императора Эфиопии на строительство монастыря и церкви к югу от Старого города. Хорошо изучив архитектурные традиции эфиопов, Шик сделал церковь Кидане Мехерет круглой, с покрытым куполом алтарем в центре, чем весьма угодил своим заказчикам.
И именно к Шику обратился основатель Общества Строителей Иерусалима Йосеф Ривлин, когда задумал возведение нового еврейского квартала за стенами Старого города – Меа-Шеарим. Он должен был стать пятым и самым большим кварталом, построенным вне древнего Иерусалима. Шик разработал план Меа-Шеарим, отталкиваясь от того, как устраивались еврейские гетто в восточноевропейских городах. Квартал был построен в форме прямоугольника, состоящего из длинных домов. Его окружили высоким забором, на ночь район можно было закрыть воротами. Строительство Меа-Шеарим началось в 1874 году и было завершено около 1880 года. В постройке этого квартала, в наши дни заселенного ультраортодоксальными евреями, воплотилась вся мультикультурность Иерусалима: протестант Шик был архитектором, евреи Ривлин и Зальман Бахаран отвечали за финансирование, а араб-христианин из Вифлеема был строительным подрядчиком.
Помимо работы над проектом Меа-Шеарим, Шик спроектировал квартал Батей Махсе внутри Еврейского квартала Cтарого города, принимал участие в строительстве Немецкой колонии, планировал шоссе на Хеврон, отстаивал идею строительства железной дороги Яффо – Иерусалим, проектировал Новые ворота Иерусалима.
Однако Шик не только создавал город, но и исследовал его как археолог. Он первым опубликовал расшифровку Силоамской надписи и занимался раскопками усыпальницы семьи царя Ирода I к западу от Старого города. В начале 1870-х годов мусульманская община Иерусалима пригласила Шика изучить мечети Храмовой горы, чтобы получить его консультацию по ремонту зданий. Архитектор был допущен не только в Купол Скалы и Аль-Аксу, но и в подземелья и туннели Храмовой горы.
Все увиденное было перенесено Шиком на чертежи, из которых впоследствии родились детальные модели мусульманских святынь. Позже эти модели были проданы за внушительную сумму, которую архитектор пустил на строительство дома для себя и своей семьи. Здание, построенное на улице Пророков, было и остается одним из самых красивых в городе. В этом доме Конрад Шик прожил до своей смерти в 1901 году. Отсюда его тело доставили на протестантское кладбище на Сионской горе. Смерть иерусалимского архитектора оплакивали евреи, христиане и мусульмане – редкое явление в разделенном городе.