Top.Mail.Ru

Танго на костях

08.07.2019

Великий Борхес испытывал удовольствие, представляя себя евреем. А вот приспешники диктатора Пиночета испугались, что евреи создадут еще один Израиль в Аргентине. И даже пытали по этому поводу в тюрьмах людей.

Вальтер Бевераджи Мануэль Альенде родился в Буэнос-Айресе и в историю вошел как первый коренной аргентинец, лишенный в 1951 году гражданства. На тот момент он, человек с высшим юридическим образованием, был вице-президентом лейбористской партии Аргентины. Его арестовали по обвинению в государственной измене, но через два месяца ему удалось сбежать: сначала в Уругвай, а после – в США. В Штатах Вальтер отучился и получил PhD в Гарварде, преподавал в Бостонском университете и постоянно находился в открытой оппозиции к режиму Хуана Перона.

После переворота 1955 года, когда Перона отстранили от власти, Вальтер Альенде вернулся на родину и почти сразу получил профессорское место в Университете Буэнос-Айреса. Его преподавательская карьера длилась 25 лет: он возглавлял кафедру политической экономии и читал лекции по различным смежным дисциплинам во многих университетах Аргентины. В 1971 году он разработал теорию еврейского заговора «План Андиния». В теории утверждалось, что хоть у евреев и есть уже свой независимый Израиль, они хотят создать еще один, назвать его Андинией и расположить на территории Патагонии – региона, разделенного между Аргентиной и Чили по оси Анд.

Концепция Вальтера полюбилась аргентинским и чилийским сотрудникам спецслужб. Вполне закономерно: Израиль украл нацистского преступника Адольфа Эйхмана из Буэнос-Айреса, открыто судил его и повесил, и это не могло не задеть самолюбие лиц, ответственных за государственную безопасность Аргентины. Впрочем, и до Эйхмана у многих в Аргентине были к евреям неясные вопросы. Началось все, как известно, с массовой эмиграции евреев из Российской империи: при отплытии у тех был выбор –либо в США, либо в Аргентину. И многие выбирали Аргентину. Еврейской колонизации не препятствовали, скорее даже наоборот, но после революции в России к евреям в Аргентине стали относиться чрезвычайно настороженно. В стране на тот момент проживало более 100 тысяч евреев, да и БУНД – Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России – имел там свои ячейки и издания.

В 1919 году в Аргентине вспыхнула своя всеобщая рабочая забастовка, и это послужило поводом к еврейским погромам – пожалуй, единственным во всей Америке, если не считать происходившие потом в США случаи единичных нападений, порой приобретавших форму погрома. Растущий антагонизм по отношению к евреям привел к тому, что пускать их в Аргентину стали куда как менее охотно. И тем не менее только в 20-е годы в страну въехали порядка 80 тысяч евреев.

Окончательно иммиграционное законодательство в отношении евреев ужесточилось в июле 1938 года – вплоть до 1944 года еврейским беженцам из Европы просто не разрешали сойти на берег в порту Буэнос-Айреса. И это при том, что с 1939 по 1944 годы Аргентина якобы придерживалась нейтралитета, хотя утверждают, что Хуан Перон симпатизировал Гитлеру. По крайней мере, именно на 40-е годы приходится создание им концепции так называемой синархии – союза пяти мировых сил иудаизма, коммунизма, капитализма, масонства и ложного католицизма, стремящихся нанести ущерб Аргентине. Впрочем, в 1973 году генерал Перон, вернувшийся из изгнания, публично заявил о своих симпатиях к Израилю и объявил, что синархия не может быть применена к аргентинской еврейской общине. А на фоне этого все равно позволял скрываться в стране нацистским преступникам. В общем, противоречивая личность.

Кстати, до войны в еврействе – как в чем-то оскорбительном – обвиняли даже писателя Хорхе Луиса Борхеса. Он тогда ответил на это своим эссе «Я еврей»: «Кто хотя бы однажды не забавлялся поисками собственных предков, не воображал себе предысторию родных и близких? Я забавлялся этим неоднократно и всякий раз испытывал удовольствие, представляя себя евреем. Речь всего лишь о выдумке, о мысленном приключении тихони и домоседа, которое ведь не задевает никого и меньше других –репутацию Израиля, поскольку мое иудейство, подобно песням Мендельсона, остается музыкой без слов».

Однако вернемся к «Плану Андиния». В 1973 году в Аргентине начал издаваться крайне правый, антисемитский и антикоммунистический журнал Cabildo. Вальтер Альенде стал одним из его авторов. Его теория, что евреи хотят «отпилить» кусок Аргентины и Чили для создания своего государства, нашла идеологический рупор. Раскрывались детали: скупка земли ведется Еврейским колонизационным обществом. Общество это было создано в Лондоне еще в конце XIX века, и оно действительно организовало на благотворительных началах несколько десятков сельскохозяйственных поселений в Аргентине и Канаде. Вот только было это еще до Первой мировой, на волне еврейской эмиграции из Европы, да и поселения эти большим успехом среди евреев не пользовались: все предпочитали селиться в городах.

В 1975 году Вальтер Альенде издал книгу La inflación Argentina, где утверждал, что «План Андиния» возник аж в 1897 году на сионистском конгрессе в Базеле, Швейцария. Теодор Герцль в книге «Еврейское государство» действительно упоминает Аргентину в качестве возможного места для создания евреями национального очага – наряду с Палестиной. Однако в 1904 году идея создания еврейского государства в Патагонии отвергается шестым сионистским конгрессом – как непрактичная. Делегаты тогда решили рассмотреть предложение Великобритании о колонизации Уганды. Впрочем, эти мелочи Вальтера Альенде не интересовали.

В 1976 году военные Аргентины совершают государственный переворот. Журнал Cabildo становится ежемесячным, а иногда выходит даже два раза в месяц. Из номера в номер публикуются антисемитские клише и статьи об иудо-марксистском заговоре, финансируемом аргентинским банкиром Давидом Грайвером – сыном польских еврейских эмигрантов, погибшим в итоге в странной авиакатастрофе в Мексике в 1976 году.

Хунта всерьез считает, что еврейские масоны и коммунисты воевали против генерала Франко в Испании, и повторения этого страшного сюжета нельзя допустить в Аргентине. Правда, их паранойя имеет специфический окрас: «У Аргентины три главных врага. Карл Маркс, потому что он пытался уничтожить христианскую концепцию общества. Зигмунд Фрейд, потому что он пытался разрушить христианскую концепцию семьи. Альберт Эйнштейн, потому что он пытался разрушить христианскую концепцию времени и пространства».

У журнала Cabildo происходит лобовое идеологическое столкновение с La Opinion – газетой центристского направления, основанной и возглавляемой Якобо Тимерманом, евреем, уроженцем Украины. Газета, в которой сконцентрировались лучшие журналистские перья Аргентины, довольно быстро набрала ежедневный тираж в 150 тысяч экземпляров и стала четвертой по популярности в стране. В 1974 году все тот же банкир Давид Грайвер купил 45% акций La Opinion, и это Тимерману припомнят после переворота.

Сама же La Opinion в начале поддержала военный переворот – в стране шла гражданская война между левыми и правыми группировками, и издание заняло позицию, критикующую власть, не способную противостоять левому насилию. Однако постепенно газета отошла от поддержки хунты, а нескольких сотрудников были даже похищены. Наконец, 30 января 1977 года весь тираж газеты был конфискован по обвинению в «оскорблении правительства и военных Аргентины». Якобо Тимермана арестовали, начали пытать и допрашивать: сионист ли он, является ли его газета La Opinion частью «Плана Андиния»? Кроме того, тюремщиков интересовало, какие планы у Израиля в отношении отторжения Патагонии от Аргентины и что по этому поводу собирается предпринять ЦАХАЛ.

Правительство США оказывало серьезное давление на хунту, требуя освободить Якобо Тимермана. Президент Джимми Картер поднял эту тему во время визита генерал-президента Видела в Вашингтон. Журнал Cabildo трясло от ненависти. После того как Тимермана после двух лет тюрьмы перевели под домашний арест, издание выпустило десятки воззваний против, называя событие «триумфом коррупции и международной подрывной деятельности».

Журнал испустил дух в 1991 году. Вальтер Бевераджи Мануэль Альенде пережил его на два года. Правда, современные исследователи считают, что «План Андиния» – плагиат, что первое упоминание об этой теории появилось в аргентинском нацистском журнале в конце 40-х, а Вальтер Альенде банально присвоил чужую идею. И тем не менее о плане вспоминали и после. Например, в 2005 году – тогда в социальных сетях стала распространяться история, что правительство Аргентины якобы продало на тайном аукционе 300 тысяч квадратных километров – 10% территории страны! – нескольким покупателям, среди которых и основатель CNN Тед Тернер.

Сегодня в Аргентине проживают около 180 тысяч евреев при общей численности населения более 44 миллионов человек. Аргентинская еврейская организация DAIA сообщает о росте количества антисемитских инцидентов в стране: в конце февраля был избит главный раввин общины AMIA в Буэнос-Айресе, в мае – кантор одной из столичных синагог, недавно в июне – раввин синагоги в городе Росарио. «Аргентина – не антисемитская страна, но здесь бывают антисемитские инциденты. Теперь эти инциденты стали более жестокими и участились. Эта новая реальность очень тревожна», – заявил представитель Центра Симона Визенталя в Латинской Америке Ариэль Гельблунг.

Евгений Липкович

{* *}