Top.Mail.Ru

Евреи из джунглей

14.04.2021

Евреи искали в лесах Амазонки богатство, а в годы Холокоста –спасения от нацистов. Кто-то из них обрел статус святого, а кто-то стал президентом Перу.

В XIX веке промышленная революция в Европе привела к появлению спроса на натуральный каучук. В то время его добывали из белого сока гевеи, растущей исключительно в бассейне Амазонки. Это был желанный товар, из которого делали непромокаемые плащи-макинтоши, калоши и многое другое – вплоть до подтяжек, подвязок, а чуть позже и шин для автомобилей и дилижансов. В середине XIX века цена на каучук стала настолько высокой, что вызвала каучуковую лихорадку. В Южную Америку потянулись искатели заработков и смелые предприниматели со всего света. В том числе и евреи.

Это были молодые мужчины-евреи из Марокко, прибывшие на берега Амазонки в основном из крупных городов: Касабланки, Феса, Марракеша, Танжера. Однако в регионе они были далеко не первыми: в 1810 году сюда на заработки уже приехали первые иудеи из Западной Европы. Первая синагога в Амазонии была основана в 1824 году в городе Белен. За ней последовали синагоги в Манаусе – неофициальной столице Амазонии, в Икитосе и других городах. Условия жизни, особенно поначалу, были удручающими даже для неизбалованных сефардов. Но маячила возможность разбогатеть – за это многие и цеплялись.

Добыча каучука велась варварски, люди эксплуатировались нещадно. Во многих районах погибало до ста процентов местных индейцев, работавших на предприятиях. На этом фоне огромные средства уходили на «европеизацию» городов Амазонии. Так Манаус в годы каучукового бума превратился в самый развитый город Бразилии – единственный, в котором были проведены электричество, водопровод и канализация. В конце XIX века в городе появился небольшой еврейский квартал, где поселились еврейские торговцы. Правда, роскошью он не отличался. Зато рядом с ним строились помпезные резиденции владельцев плантаций и производств, покупавших роскошные парижские туалеты для жен и дочерей. Оттуда же, из Франции, выписывали самых лучших архитекторов – и материалы для них. К примеру, так был воздвигнут оперный театр Манауса, Театр Амазонас. В нем посреди каучуковых джунглей выступали самые большие звезды эпохи, включая великую русскую балерину Анну Павлову.

В аккурат к началу Первой мировой войны каучуковая гегемония Бразилии кончилась. Разразился кризис, приведший к банкротству торговцев амазонским каучуком. Множество марокканских евреев уехали обратно. Были и те, кто остался: они создали смешанные семьи, но продолжали называть себя «ихос де эбреос» – «сыновья евреев». Со временем большинству потомков еврейских эмигрантов удалось перебраться в Израиль. Но до сих пор в джунглях существуют крошечные еврейские общины. Самые большие из них остались в бразильских амазонских городах: Манаусе, Белене, Сантарене. Но есть и совсем маленькая еврейская община в перуанском Икитосе.

На долю Икитоса тоже выпал свой бум роскоши и богатства в эпоху каучуковой лихорадки – правда, не такой безумный, как у Манауса. Как напоминание об этой эпохе в городе до сих пор стоит Железный дом – долгое время считалось, что его построил автор Эйфелевой башни, француз Гюстав Эйфель. С каждым годом евреев в Икитосе становится все меньше, несмотря на то, что технически они не имеют права репатриироваться в Израиль. Но они проходят гиюр и все-таки уезжают на Землю обетованную – в основном в Рамлу. Но и сегодня в Икитосе все еще жива крохотная еврейская община, насчитывающая около 50 человек. Свои праздничные и субботние службы она проводит в складском помещении магазина матрасов.

Через какое-то время евреев в Икитосе, скорее всего, не останется совсем. И это не удивительно: население Икитоса открыто говорит об экологической катастрофе, возникшей здесь из-за массовой вырубки леса в окрестностях. Сам город с населением в полмиллиона человек до сих пор не имеет нормальной дороги! В него надо добираться либо самолетом, либо по воде. Многие роскошные здания периода каучукового бума стоят в руинах. Город еще как-то жил за счет туристов, приезжавших на недельные амазонские «круизы» на судах середины ХХ века, но с пандемией и этот источник заработка исчез.

В столице Перу, Лиме, тоже есть своя ашкеназская еврейская община. Она была основана в 1870 году группой евреев из Эльзаса, построивших здесь синагогу и открывших общество взаимопомощи. Хотя их потомки полностью ассимилировались, эта община, назвавшаяся «Обществом 1870», продолжила свое существование благодаря притоку в Лиму евреев, бежавших из Европы в годы Холокоста. В 1938 году правительство Перу приказало своим европейским посольствам не выдавать визы еврейским беженцам. Игнорируя это предписание, перуанский дипломат в Женеве Хосе Мария Баррето выдавал паспорта евреям, преследуемым нацистами. Всего в годы войны в Лиме нашли убежище порядка 600 евреев. Сегодня, по последним подсчетам, в городе проживает около 2500 евреев – они составляют 98 процентов от всего еврейского населения Перу.

Есть среди амазонских евреев и свои легенды, и свои знаменитости. Например, раввин Шалом Эмануэль Муйал, который приехал из Марокко в 1908 году и остался жить в бразильском Манаусе. До него раввина в городе не было, тем временем евреи все прибывали и прибывали. Нужно было построить для них синагогу и кладбище, начать сбор средств для основания иешивы. Однако через два года после приезда ребе заболел желтой лихорадкой и умер – ему было 35 лет. Перед смертью о нем заботилась женщина по имени Кота Исраэль, которая вскоре прослыла в народе чудотворцем, способным возвращать здоровье. При этом женщина всегда повторяла, что «получила силу от раввина, который был святым», и может лечить людей «только благодаря этому». Местные христиане ей поверили – раввин из Марокко стал легендой.

Паломничества на его могилу не прекращаются до сих пор. Приезжие и местные иудеи тоже регулярно приезжают, проводят обряды и косо смотрят на христианских почитателей раввина. А те продолжают его боготворить и называют «святым иудеем» и «маленьким Моисеем». В 1960-х годах племянник раввина Муйала, занимавший в то время пост министра в правительстве Израиля, предложил перезахоронить останки рабби на еврейском кладбище в Иерусалиме. Это привело к протестам жителей Манауса, и власти Бразилии потребовали, чтобы тело «святого» оставалось нетронутым.

В Манаусе также родился, вырос и прожил всю жизнь профессор Амазонского университета и основатель процветающих компаний Bemol и Fogas Самуэль Ицхак Беншимол. Он был лидером Комитета амазонских евреев, жертвовал крупные суммы на благотворительность и особо поддерживал все еврейские проекты в бразильской Амазонии. По его книге «Эрец Амазония: сага амазонских евреев» режиссером Давидом Сальгадом был снят документальный фильм.

Другой известный еврей из Манауса, Ицхак Бенайон Сабба, основал крупнейшую в регионе нефтяную компанию Petróleo Sabbá, занимался экспортом бразильских продуктов в Европу и Северную Америку и был одним из самых влиятельных людей Бразилии. В Лиме родился и бывший премьер-министр и президент Перу Педро Пабло Кучински, чьи родители уехали из Германии после прихода Гитлера власти. По матери Кучински является двоюродным братом легендарного французского режиссёра Жана-Люка Годара! Сегодня же самый известный еврей Амазонии – это, конечно, политик Дави Алколумбре, федеральный депутат от штата Амапа, член Демократической партии, который первым из бразильских евреев стал президентом Сената Бразилии.

Максим Брискер

{* *}