Top.Mail.Ru

Железный крест для еврея

08.10.2021

Нацисты представили к Железному кресту трёх финских евреев. Все они с гневом отвергли награду, за что чуть не оказались в газовых камерах.

Еще в 30-е годы финского военного Саломона Класса прозвали «грозой Палестины». Четыре года Класс воевал в рядах «Хаганы» против британцев и арабских боевиков. Однако в ноябре 1939-го он узнал о начале войны между Финляндией и СССР. Вопросов, что делать дальше, не было. «Я понял, что мне пора возвращаться», – написал Класс, который родился в семье финских евреев и впоследствии в одинаковой степени считал своей родиной и Израиль, и Финляндию.

Война финнов с Советским Союзом завершилась в марте 1940-го. Формально победил СССР, который получил контроль над Карельским перешейком и акваторией Ладожского озера. Но историки до сих пор называют эту победу пирровой. Финны оказали Красной армии неожиданно ожесточенное и эффективное сопротивление. Потери финской армии составили 67 тысяч человек, Красной армии – почти в два раза больше.

Саломон Класс выбыл из войны в феврале. Во время обороны одного из островов на Ладоге пуля попала ему в голову – он ослеп на один глаз. Однако еще до ранения Класс, который получил боевой опыт в Палестине, а в начале 20-х прошел воинскую подготовку в финском добровольческом ополчении «шюцкор», зарекомендовал себя как умелый воин. Его подразделение успешно отражало атаки советской стороны, устроив нечто вроде «ледового побоища» наоборот: финны раскололи лед у острова, и в эту западню попали советские танки.

Саломону Классу не пришлось долго лежать на больничной койке. Уже в июне 1941-го финны начали реваншистскую кампанию по возврату утраченных земель – на этот раз, пользуясь поддержкой нацистской Германии и стран Оси. В Финляндии эту войну сегодня предпочитают именовать «войной-продолжением» или «войной, отдельной от Гитлера», называя себя самостоятельной стороной конфликта с СССР и всячески дистанцируясь от связей с нацистами. Этой же точки зрения придерживается и Класс, говоря, что он «пошел воевать за родную Финляндию, а не за фашистов, которые решили истребить всех евреев». Пехотный полк, доверенный Классу, входил в состав финской Карельской армии, которой командовал финский же военачальник Эрик Хейнрикс. Впрочем, по другим сведениям, соединение Класса на первых этапах войны входило в состав армии «Норвегия» – северного соединения рейха, чьей задачей было атаковать СССР на Мурманском направлении.

Класс утверждал, что никогда не скрывал того, что он еврей. По его словам, иногда он даже намеренно акцентировал вопрос своей национальности, если ему случалось общаться с немецкими или австрийскими военными. «Однажды в мою палатку зашел один из нацистских чинов, командир дивизии полковник Пильгрим. В разговоре он спросил, не из Прибалтики ли я, обратив внимание на мой акцент. Я сказал, что я еврей, который родился в Финляндии, а мой родной язык – идиш, который похож на немецкий. Полковник посмотрел на меня и сказал: “Я лично ничего не имею против вас как еврея”. Он отдал нацистское приветствие и покинул палатку», – писал Класс в своих мемуарах.

Иерусалимский национальный мемориал Холокоста «Яд Вашем» расценивает положение еврейской диаспоры в Финляндии во время Второй мировой войны как «уникальное». В 1939 году в этой стране проживало порядка двух тысяч евреев. Случаи антисемитизма были редки. В ответ на давление Германии по поводу «еврейского вопроса» финский премьер-министр Йохан Вильгельм Рангелль в 1942 году заявил: «В стране живут уважаемые еврейские граждане. Они сражались в рядах финской армии наравне со всеми, таким образом, вопрос закрыт для обсуждения». За годы войны Финляндия передала немцам восемь еврейских беженцев. Против высылки поднялось мощное общественное движение: за депортируемых вступились газеты, один из министров угрожал отставкой. Даже сам президент страны был уверен, что высылки не будет. Но в итоге депортацию тайно организовало гестапо и пронацистское начальство местной полиции.

По данным «Яд Вашем», с началом войны около 300 евреев пошли служить в финскую армию. Подобно Саломону Классу, ими двигало чувство патриотизма и желание вернуть территории, потерянные в 1940-м в конфликте с СССР. На реке Свирь под Ленинградом позиции финского пехотного 24-го полка, где числилось несколько десятков евреев, стояли по соседству с позициями 136-й немецкой дивизии. Так вот, 24-й полк построил у себя синагогу: для нее возвели деревянный сруб в финском стиле. Капрал Исак Смоляр, который участвовал в строительстве, вспоминал: на шаббат в синагогу приезжали люди со всей округи – кто на лошадях, кто на лыжах. Заходили и немцы. По словам Смоляра, «им было интересно, что происходит».

В конце 1941-го случилось и вовсе невероятное. В боях за карельский поселок Кестеньга соединение Саломона Класса отбило несколько атак советских солдат и вышло из окружения. В результате капитан Класс, а с ним и еще два еврея – майор Лев Скурник и медсестра Дина Полякофф – попали в наградные списки финских военнослужащих, представленных к немецкому Железному кресту. Эту награду учредили еще во времена Фридриха Вильгельма II в начале XIX века, а в 1939 году Гитлер восстановил орден.

Железный крест, имевший в то время шесть степеней, в рейхе считали главной наградой. Объяснить представление евреев к ордену можно только хаотической обстановкой войны: в наградных листах стояли лишь их фамилии и звания в финской армии, без указания национальности. Известно, что всего за время войны нацисты выдали больше трех миллионов Железных крестов «начальной» 2-й степени, причем казусы случались постоянно. Так, награду в числе прочих получил Хуан Пуйоль Гарсия, агент британской разведки.

Несмотря на почти нейтральные отношения немцев и финских солдат-евреев в Карелии, последние знали, что победа рейха в мировой войне не сулит им ничего хорошего. В 1938 году, после аншлюса Австрии, именно Финляндия стала одним из главных транзитных пунктов для евреев, бежавших на восток. «Пока мы сражались за независимость своей страны, немцы отправляли наших братьев в газовые камеры», – так описал ситуацию один из еврейских солдат, воюющих на стороне Финляндии. Он добавил также, что в то время ни он, ни его сослуживцы даже представить не могли, какие монструозные масштабы приняло уничтожение евреев нацистами.

Узнав о представлении к Железному кресту, Саломон Класс с гневом отказался от награды. Он попросил заменить нацистский орден финским орденом Креста Свободы. Его примеру последовали Лео Скурник и Дина Полякофф, попросившие убрать их имена из наградных списков. Правда, в случае со Скурником дело едва не приняло дурной оборот. Узнав, что он еврей, нацисты попросили у финнов его выдачи. Скурник служил военным медиком. За него вступился лично финский генерал Ялмар Сииласвуо, который якобы произнес: «Вы хотите, чтобы я отдал вам своего лучшего врача?»

В сентябре 1944 года Финляндия и СССР подписали договор о перемирии. Сразу после этого финны начали военные действия против Германии: они продлились до апреля 1945-го и получили название «Лапландской войны». Финской армией руководил генерал Сииласвуо, который тремя годами раньше отстоял Лео Скурника.

В декабре 1944 года президент Финляндии Карл Густав Маннергейм посетил синагогу в Хельсинки. Он почтил память евреев-финнов, павших во Второй мировой войне. Президент заявил, что, встав на защиту страны, финские евреи-военнослужащие выполняли свой патриотический долг.

Капитан Саломон Класс, слепой на один глаз, вышел в отставку в конце войны. Он перебрался в Швецию, где занялся торговлей мехом и написанием мемуаров. Иногда ему ошибочно приписывают участие в Войне за независимость Израиля 1948 года. Класс скончался в 1985-м в возрасте 78 лет.

Лео Скурник до конца жизни работал врачом в финском городе Оулу. Он умер в 1976-м, ему было 69 лет. Дина Полякофф эмигрировала в Израиль. Она дожила до 85 лет и скончалась в 2005-м.

{* *}