Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
08.11.2021
Ночью 29 ноября 1948 года к берегу пляжа в ливанском Бейруте на весельной шлюпке подплыл мужчина. На нем был легкий льняной костюм, в руках – небольшой чемодан. Недалеко от пляжа его ждала машина с двумя людьми. Они помогли приплывшему переодеться: оказалось, что под пиджаком и брюками у того – гидрокостюм, а в его чемодане лежат ласты и две мины на магнитах.
Натянув ласты и повесив на себя взрывные устройства, мужчина нырнул в море и поплыл в сторону гавани. Его целью была роскошная яхта, на которой горел свет – Aviso Grille, известная в годы Второй мировой войны как личная яхта Гитлера. Пловец в гидрокостюме был израильским диверсантом. Он прикрепил две магнитные мины к борту яхты и стал быстро грести обратно к берегу, ожидая взрыва. На суше вновь облачился в пиджак и брюки – гидрокостюм и ласты зарыл в песке. Взрыва все еще не было. Человек сел в машину к другим агентам – все вместе они поехали в город. Все трое отчаянно вслушивались в звуки из порта и гавани. Тихо. По допотопной радиостанции агенты на следующее утро телеграфировали в Тель-Авив: «Операция провалилась».
Что яхта, некогда принадлежавшая Гитлеру, стоит в порту Бейрута, израильтяне узнали летом 1948 года. Война за независимость шла полным ходом. Для израильтян это были худшие месяцы, когда казалось, что их молодое государство, образованное всего несколько месяцев назад, вот-вот падет под натиском арабских держав. Про яхту же евреи узнали из письма, которое нашли в кармане у убитого немца, воевавшего на стороне арабов. Из него следовало, что на яхте находятся не меньше 30 бывших нацистов. Они устанавливают на борт оружие и готовятся выйти в море, чтобы влиться в ряды египетского флота.
Aviso Grille строили в конце 30-х годов на верфи Гамбурга – по специальному заказу Гитлера. Фюрер рассчитывал триумфально прибыть на борту этого судна к берегам Темзы – после того как под натиском нацистов падет Лондон. До этого времени яхту использовали как место встреч и вечеринок нацистских бонз. Aviso Grille имела по-настоящему имперский размах. Длиной около 135 метров, яхта была вооружена до зубов: на ее борту стояли пушки, турели зенитных орудий, крупнокалиберные пулеметы. Но самое ценное находилось внутри – в интерьерах, которые создавали по прихотливым вкусам Гитлера. Полы холла и спальни фюрера покрывали восточные ковры. Обивку кресел и диванов делали из мягкой голубой кожи. Выходя из своих покоев, фюрер сразу же попадал в мини-бар. Барную стойку по его пожеланию создали похожей на земной шар – предмет его всегдашних мечтаний. Рядом со спальней Гитлера находилась еще одна спальня – ее выполнили в пурпурных тонах. Предполагали, хотя и бездоказательно, что «пурпурные покои» предназначались любовнице Гитлера Еве Браун.
На судне фюрера обслуживала команда самых отборных арийцев: рост не ниже 180 сантиметров, светлые волосы и правильные черты лица, желательно – с волевым подбородком. Даже само название яхты – Grille – отсылало к славным давним временам: в XIX веке такое название носило личное судно прусского принца Генриха Вильгельма Адальберта. Второе слово в названии – Aviso – обозначало сам тип судна: быстроходное, средних размеров, легко вооруженное. Впрочем, последнее к яхте Гитлера не относилось.
После Второй мировой войны про яхту подзабыли. Последний раз она предстала общим взорам в мае 1945 года: именно на борту Aviso Grille нацистские адмиралы объявили о смерти Гитлера. Позже яхту считали затонувшей или сданной в утиль. Однако летом 1948 года, как следовало из перехваченного израильтянами письма, яхта фюрера неожиданно «всплыла» в бейрутском порту – и не просто всплыла, а готовилась вновь принять участие в уничтожении евреев.
По официальной версии, израильтяне решили подорвать яхту из опасений, что она существенно усилит вражеский флот. Однако уже в наше время журналист и писатель Матти Фридман, автор книги об израильской разведке «Безродные шпионы», озвучил другую версию. Ее не фиксировали в документах, но именно она была главной при обсуждениях в штабе израильской армии. Один из разведчиков, который давал Фридману интервью, так сформулировал ее: «Всем казалось, что Гитлер будто шлет нам проклятие с того света. Он переворачивается в своей могиле, так и не смирившись с существованием Государства Израиль – и посылает на бой с нами свой личный военный корабль». Или, как поведал журналисту другой разведчик: яхту было необходимо взорвать как символ зла. По его словам, у всей операции «был сладкий привкус мести».
Так или иначе, но мины, прикрепленные диверсантом к борту Aviso Grille на рассвете 29 ноября 1948 года, дали осечку. Израильские агенты полагали, что дело было в неисправности одного из взрывных устройств. Ее обнаружили еще на берегу, прямо перед отправкой пловца. Но решили, что времени менять что-то уже нет: неисправная мина сработает автоматически после детонации исправной. Видимо, второе устройство тоже оказалось повреждено. Телеграфировав в Тель-Авив о провале, агенты продолжили заниматься своими делами – сбором информации о врагах. И вдруг спустя две недели в порту Бейрута неожиданно прогремел взрыв. Яхта Aviso Grille «исторгла вспышку пламени высотой 30 метров» – так писали ливанские газеты, накренилась на один бок и стала стремительно идти ко дну.
У израильской разведки до сих пор нет ответа на вопрос: что задержало взрыв мины почти на 14 дней? Возможно, яхта меняла положение и бортом, где были закреплены снаряды, соприкоснулась с причалом или небольшой лодкой – давление привело к детонации. Однако отсрочка определенно сыграла на руку израильтянам. В расследовании взрыва, которое провели власти Бейрута, даже не упоминался тель-авивский след. Предполагали, что подрыв Aviso Grille связан с местной бизнес-конкуренцией или действиями радикальных националистов. Еще один разведчик – очевидец тех событий, у которого спустя 60 лет взял интервью журналист Фридман, с усмешкой оценил эту операцию как «идеальную»: «Дело было сделано, но кто его сделал – поди разбери».
Историки считают взрыв яхты Гитлера первой крупной операцией в истории израильских спецслужб. Как таковые, сами спецслужбы только формировались в далеком 1948 году: в ливанской диверсии участвовали всего три агента, один из которых видел двух других впервые.
Яхту Aviso Grille спасли от затопления. До завершения Войны за независимость она стояла на ремонте в Бейруте. Судно поменяло ряд владельцев – никто не хотел связываться с этим ставшим убыточным наследием рейха. Известно, что в 1951-м яхту переправили через Атлантику в США и в том же году распилили на металлолом на верфи в Нью-Джерси.