Top.Mail.Ru

Нацист без крайней плоти

08.08.2022

Он выбил нацистские руны под мышкой – и внедрился в СС. В попытке Шимона Авидана убить Гитлера было лишь одно слабое место – это его обрезанный член.

«Если бы вы увидели Шимона Авидана – вы бы точно сказали, что он фашист. У него под мышкой была татуировка СС. Их готовили быть немцами – чтобы внедрить в немецкие части, – писал Цви Леванон, ветеран Армии обороны Израиля. – Я спросил его: “Ты же обрезан. Как ты ходил в туалет со всеми, когда был в Германии?” И он ответил: “Муфтий Иерусалима тоже посылал своих людей служить в СС. У меня было два друга мусульманина, и я подходил к писсуарам только с ними”».

Обрезание всегда было больным вопросом для Шимона Авидана – командира группы еврейских диверсантов «Немецкий взвод». Еще до войны оно едва не стоило ему жизни. Он тогда жил с семьей в Германии – и пытался вместе со старшими братом и сестрой пробиться в ряды сионистов. Из-за возраста его не взяли. Тогда Авидан вступил в молодежное отделение немецкой компартии. Летом 1932-го он помогал устраивать трудовой лагерь для безработных нацистов. И с юношеским запалом пытался уговорить участников сменить свастику на красные флаги. Тогда-то один из них и заметил, что «агитатор» обрезан. Маскировка провалилась, и ему лишь в последний момент удалось ускользнуть от разъяренной толпы нацистов, которые пришли устроить самосуд.

В остальном Шимон Авидан выглядел, как типичный немец. С фотографий в архивах «Пальмаха» на нас смотрит «арийское» худощавое лицо: прямой нос, четко очерченные скулы, светлые глаза. Родившийся в семье еврейских торговцев в немецком городе Лисса, мальчик изначально даже имя получил «арийское» – Зигберт: оно означало что-то вроде «светлая победа». Его родители соблюдали еврейские традиции внутри дома, но, судя по всему, стремились скрыть происхождение своих детей во внешнем мире – немецкие имена были одним из способов камуфляжа. Старшего ребенка в семье звали Вальтер. Позже, уже в Палестине, Вальтер поменяет имя на Ури, а Зигберт станет Шимоном.

Сам Авидан, вспоминая 32-й год и свой провал с обрезанием, признавал, что роль агитатора компартии среди нацистов давалась ему тяжело. «Гораздо проще было разбираться с ними в драках», – говорил он, поясняя, что уличными боями со сторонниками Гитлера заканчивались почти все демонстрации коммунистов в Германии.

Вскоре, впрочем, Авидан все же примкнул к членам сионистской организации «Гехалуц» – те отправили его для начала в учебный лагерь во Франции, а в 1934 году переправили его вместе с братом в подмандатную Палестину. Там Авидан сразу влился в ряды «Хаганы». В конце 30-х он был участником «ночных отрядов» под командованием Орда Уингейта – британского военного, проникшегося идеями сионизма. «Отряды» защищали еврейские кварталы и кибуцы от погромов со стороны арабов. Богатый боевой опыт – вкупе со знанием немецкого и «арийской» внешностью – и привели Авидана к командованию «Немецким взводом».

Собрать взвод десантников, которых можно было бы забросить в тыл немцам, решили в 1942-м. Вторая мировая война была в самом разгаре – ожидалось, что североафриканские войска генерала Роммеля вот-вот начнут форсировать Суэцкий канал. Десантникам поставили задачу собирать в Африке разведданные и совершать диверсии, мешающие продвижению вражеских войск.

«Немецкий взвод», куда подобно Авидану вошли евреи – выходцы из Германии и Австрии, готовили близ Яффы. Чтобы стать «немцами», его участники круглосуточно носили нацистскую униформу. «Из-за этого в один из дней случился конфуз, – вспоминал Цви Леванон. – В один из дней активисты “Хаганы”, не посвященные в детали операции, обнаружили у себя под боком лагерь “немцев” и едва не перестреляли их всех. Дело уладили в последний момент».

«Немецкий взвод» действовал в тылу Роммеля до мая 1943 года, когда в ходе Тунисской компании союзники разгромили нацистов – в плен тогда сдалось более 250 000 немецких и итальянских солдат. После этого подразделение Авидана перебросили в Европу. Часть «Немецкого взвода» действовала подпольно, но некоторым бойцам, подобно кинематографическому Штирлицу, удалось по поддельным документам внедриться в регулярные армейские части и даже в СС. Среди последних был и Авидан. Перед заброской для поддержания легенды он и обзавелся эсэсовскими рунами под мышкой – став, вероятно, единственным евреем в мире, который носил подобную татуировку.

«Ходили слухи, что Авидан принимал участие в покушении на Гитлера. Но они не подтверждены, а он сам не распространялся на эту тему», – писал Цви Леванон. Речь идет о неудавшейся попытке убийства фюрера в 1944-м. Тогда группа офицеров рейха во главе с подполковником Клаусом фон Штауффенбергом подложила Гитлеру бомбу в портфеле. Но в последний момент портфель на совещании переставили – и Гитлер после взрыва остался жив. Авидан в ранге офицера СС мог быть среди тех, кто доставал компоненты и кислоту, нужные для детонации взрывного устройства.

«“Немецкий взвод” помогал антинацистскому подполью в оккупированных странах, устранял нацистских офицеров, устраивал диверсии, – писал Цви Леванон. – И конечно же, спасал от концлагерей евреев». Всех, кому удавалось спрятаться от облав и депортации в гетто, связывали с отрядами сопротивления – и позже переправляли в Палестину.

Ненависть Авидана по отношению к нацистам не знала границ. Когда после войны «Немецкий взвод» расформировали, он присоединился к организации «Нокмим» – «мстителей», которые искали нацистских преступников по всей Европе. Среди прочего с его именем связан мрачный инцидент с убийством человека, которого приняли за Адольфа Эйхмана: еврейские активисты расстреляли подозреваемого в лесу под Веной в 1946-м. Позже выяснилось, что убитый не имел никакого отношения к «окончательному решению еврейского вопроса». «Это была ошибка, – годы спустя признал Авидан. – У нас не было фотографий Эйхмана, мы опирались исключительно на устные описания».

До конца жизни Шимон Авидан оставался максимально закрытым человеком, который мало говорил о былых подвигах. Архивы «Пальмаха» тоже до сих пор частично засекречены. В годы Войны за независимость Израиля Авидан возглавил боевое подразделение «Гивати» – считают, что именно благодаря его бойцам удалось выиграть битву за Иерусалим.

Шимон Авидан скончался в 1994 году. Ему было 84 года, он был дважды женат и имел троих детей. Его старший сын Дан в 1969 году попал на первые полосы всех израильских газет. Во время Войны на истощение с Египтом в 1967–1970 годах его – как офицера ЦАХАЛа – ранили и взяли в плен на границе. Из Египта он вернулся лишь четыре года спустя.

{* *}