Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
09.05.2024
«Во рту обнаружены кусочки стекла – часть стенок и дна тонкостенной ампулы. Мышцы шеи обуглены, ребра справа отсутствуют, выгорели», – отчиталась патологоанатом Анна Яковлевна Маранц. Вскрытие проводили 8 мая 1945 года в предместье Берлина – Бухе. «Основной анатомической находкой, которая может быть использована для идентификации личности, являются челюсти с большим количеством искусственных мостиков, зубов, коронок и пломб», – добавила врач.
Вряд ли объект ее исследования мог при жизни предположить, что в день капитуляции Германии разбирать его обугленное тело по кусочкам будет еврейка. Да, на столе перед Маранц лежало тело Гитлера. Точнее, то, что от него осталось. Но чтобы это доказать, нужно было исследовать те самые челюсти.
Командир советских разведчиков, нашедших предполагаемый труп Гитлера среди руин рейхсканцелярии, аккуратно сложил ненавистные зубы в коробочку из-под духов и повертел ее в руках. Предстояло найти личного дантиста Гитлера – и допросить. Сделать это можно было только с одним человеком в его команде – переводчицей Еленой Каган. Вот ей-то он тут же и вверил важнейший вещдок.
Мало кто еще в ту ночь настолько тактильно прочувствовал победу. Девушка в лейтенантских погонах шла по руинам еще дымящегося Берлина среди толп ликовавших советских солдат. В руках она сжимала коробочку, в которой находились останки виновника миллионов смертей. «Было очень обременительно таскать в руках коробку и холодеть при мысли, что я могу где-нибудь невзначай ее оставить. Неужели это я стою тут в час капитуляции Германии с коробкой, в которой сложено то, что осталось неопровержимого от Гитлера?» – написала в мемуарах Елена Каган через 20 лет после окончания Второй мировой войны.
Так многие впервые узнали о доказательствах смерти Гитлера. Это окончательно разбило все еще ходившие слухи, что тот мог спастись. Даже маршал Георгий Жуков впервые узнал об обстоятельствах обнаружения трупа фюрера из этих мемуаров. Прочитав их, он тут же поспешил встретиться с автором, посетовав, что Сталин держал его в полном неведении.
Все свои книги Елена подписывала фамилией Ржевская. Она взяла этот литературный псевдоним после войны – в память о жестоких боях подо Ржевом в 1942 году, с которых и начался ее боевой путь.
К моменту нападения Германии на СССР Елена обучалась в Литературном институте в Москве. В столицу она переехала вместе с семьей из Гомеля, где родилась в 1919 году. Владея в совершенстве немецким языком – под влиянием отца она уже в детстве читала в оригинале немецких поэтов, – в первые же дни войны Елена решила отправиться на фронт переводчиком. Так же поступил ее муж – поэт Павел Коган, с которым, впрочем, Елена незадолго до войны рассталась. Их двухлетнюю дочь эвакуировали из Москвы вместе с матерью Павла.
После спецкурсов Елену в феврале 1942 года зачислили в штат переводчиков 30-й армии. Девушка сразу же попала в самое пекло – в страшные бои подо Ржевом. Ее дневниковые записи тех месяцев стали впоследствии настоящей летописью апокалиптических событий подо Ржевом, о которых в Советском Союзе если и не умалчивали полностью, то старались лишний раз не упоминать. Слишком большой ценой далось удержание здесь фашистской армии. Потери советских сил составили более миллиона человек.
«Ржев – это моя судьба, моя неизжитая боль и мое имя. Когда мы говорим “Ржев”, мы имеем в виду, конечно, весь район, всю территорию – больше 90 деревень исчезло с лица земли», – писала Елена Ржевская, долгие годы добивавшаяся увековечивания города в событиях войны. Почётное звание «Город воинской славы» Ржев получит лишь в 2007 году. Чуть раньше, в 2000-м, Елена Моисеевна станет почетным гражданином Ржева.
На фронте Каган переводила трофейные документы и участвовала в допросах пленных. Вот что было указано в ее многочисленных наградных листах. «Получила от военнопленных важные сведения, которые использовались командованием армии». «Выявила шесть убийц, которые сжигали советские села и города, вешали и расстреливали мирных советских граждан и принимали активное участие в карательных экспедициях против партизан». «Разоблачила немецких разведчиков, в том числе начальника немецкой разведшколы фон Беера и начальника отдела гестапо города Познань капитана Ноймана».
Пройдя с 1-м Белорусским фронтом через Белоруссию и Польшу, весной 1945 года переводчик штаба 3-й ударной армии гвардии лейтенант Красной армии Елена Каган пересекла границу Германии. Каждый день она исписывала сотни страниц. Это были не только стенограммы допросов, но и личные наблюдения, которые позже легли в основу ее книг. События последних дней войны изложены в ее книге «Берлин, май 1945. Записки военного переводчика».
Напомним, что Гитлер покончил с собой 30 апреля 1945 года вместе с Евой Браун, в брак с которой он вступил за сутки до самоубийства. Их тела были сожжены в саду имперской канцелярии адъютантом и слугой. По официальной версии, Сталин был оповещён о самоубийстве Гитлера уже 1 мая и отдал распоряжение разведке найти тело. Утром 2 мая советские войска взяли рейхсканцелярию. Группа, в которую входила Ржевская, зашла в бункер одной из первых. К вечеру 2 мая 1945 года были найдены тела Геббельса, его жены и детей.
По воспоминаниям Ржевской, допущенная огласка этого факта прессой вызвала недовольство Сталина. Вот почему об обнаружении 4 мая тела Гитлера было известно лишь единицам. На территории сада нашли еще несколько тел, одно из которых первоначально ошибочно приняли за останки фюрера. Однако в итоге обнаружили и главный «объект поиска». Ситуация, по словам Ржевской, осложнялась тем, что никто, кроме самих разведчиков, об этом не знал. Территория правительственного квартала, где располагалась рейхсканцелярия, входила в зону ответственности 5-й армии. Группа разведчиков, напомним, была в составе 3-й армии.
«Пришлось прибегнуть к такой “операции”. На рассвете, в 4 часа утра капитан Дерябин с шофером, пробравшись в рейхсканцелярию, похитили, завернув в простыни, трупы Гитлера и Евы Браун и в обход часовых, через забор перебрались на улицу, где их ждали два деревянных ящика и машина», – пишет Елена Ржевская. Трупы доставили на окраину немецкой столицы, куда вскоре прибыла и группа патологоанатомов.
Когда стало ясно, что единственный достоверный способ опознания – зубы, Ржевская вместе с руководителем группы разведчиков отправилась на поиски личного дантиста фюрера – профессора Гуго Бланше. Он, как оказалось, смог бежать из Берлина. Но им встретился стоматолог Брук – еврей, укрывавшийся от нацистов несколько лет. Узнав, что им нужен человек, знающий зубы Гитлера, он представил им помощницу Бланше – Кете Хойзерман. Она была ученицей Брука. Именно она укрывала его от нацистов у своей сестры. Но главное, именно через нее дантист фюрера передавал поручения зубному технику. Так что схему зубов Гитлера она знала наизусть. Хойзерман указала место хранения старых снимков зубов Гитлера и нарисовала по памяти схему его моста. Она также утверждала, что у фюрера было три штифта, хотя эксперты обнаружили в зубах Гитлера лишь два. Повторный осмотр подтвердил слова Хойзерман.
Сомнений у группы не оставалось, о чем разведчики и доложили в Москву. Тела Гитлера, Браун и семьи Геббельс вывезли и закопали в «реденьком леске в комендантский час». На этом участие Ржевской в судьбе тел командования третьего рейха было завершено. Прибывший для проверки результатов московский генерал, имени которого Ржевская не называла, предупредил всех участников, что оглашать информацию воспрещается. «Уже 8 мая, когда в Бухе проводили судебно-медицинское исследование тела Гитлера, – отмечала Ржевская, – в московских газетах появилось сообщение, что он то ли высадился в Аргентине, то ли скрывается у Франко. Следы заметались».
Отметим, что в декабре 1945 года советская сторона разрешила союзникам обследовать Фюрербункер – и те обнаружили шляпу Гитлера и бельё с метками Евы Браун. Но раскопки внезапно остановили из-за «нештатной» пропажи документов из рейхсканцелярии. Потеря доверия к бывшим союзниками и дальнейшая холодная война превратили вопрос останков Гитлера в большую политическую игру, в которой тень вины то и дело ложилась на якобы укрывающие Гитлера страны. Среди них, по разным версиям, оказывались Испания, Аргентина, Ватикан, Соединенные Штаты, Великобритания и другие.
Как позже предполагала сама Ржевская, Сталин решил скрыть детали обнаружения и идентификации трупа Гитлера, планируя использовать миф о скрывающемся на Западе фюрере для «внутреннего потребления», чтобы держать советский народ «в тонусе». Ржевская считала, что народ, победивший нацизм, был буквально «обкраден» из-за замалчивания огромного количества информации. Позволить себе такие рассуждения она, конечно же, могла лишь спустя десятилетия после войны.
Демобилизовавшись, Елена продолжила прерванное войной обучение в Литературном институте. Первые рассказы о фронтовой жизни на основе своих дневников она напечатала в 50-м. Книга «Берлин, май 1945. Записки военного переводчика» вышла лишь в 1965 году, к 20-летию Победы над фашизмом. Переведенная в 20 странах, она сразу стал мировым бестселлером. Отдельные ее главы Ржевская пыталась опубликовать еще к десятилетию Победы, но из рукописи убрали все, что было связано с опознанием тела Гитлера. Впрочем, далеко не все было опубликовано и в 1965-м. Книга издавалась в СССР, а потом в России 12 раз – и каждый раз дополнялась новыми подробностями, документами и рассуждениями Ржевской. Последний раз она решила переосмыслить события 1945 года незадолго до смерти в 2017 году.
Через год после смерти Ржевской оказалось, что на руках у бежавшего в 1945 году из Берлина дантиста Бланше сохранились рентгеновские снимки зубов Гитлера. С ними французские эксперты посетили Москву, где и исследовали сохранившуюся челюсть. Совпадение оказалось полным. В том же году, к слову, были обнаружены остатки лучшей подлодки Гитлера U-3523, потопленной британцами в мае 1945-го. Предположения, что именно на ее борту Гитлер покинул Европу, десятилетиями будоражили умы. Чьи останки находились на ее борту, еще предстоит выяснить. А вот фрагменты зубов Гитлера, а также часть черепа хранятся в Государственном архиве РФ. Больше от Гитлера ничего не осталось – истлевшие останки, по заявлению российских спецслужб, тайно извлекли в 1970 году, сожгли и развеяли, чтобы навсегда лишить нацистов какого бы то ни было места для поклонения.
Екатерина Васильева Алексей Викторов