Top.Mail.Ru

«Нашли с отрезанным органом во рту»

08.10.2024

Как «Хезболла» похищала, калечила и убивала советских дипломатов. И получила «ответку» – быстро и жёстко.

30 сентября 1985 года вооруженные мужчины в масках остановили две машины советского посольства в Бейруте. Внутри сидели врач Николай Свирский, секретарь консульского отдела Аркадий Катков, атташе посольства Олег Спирин и сотрудник торгпредства Валерий Мыриков.

Террористы выволокли советских дипломатов из служебных авто, положили на землю и обыскали. В этот момент Аркадий Катков сделал попытку убежать – по нему дали автоматную очередь, прострелив обе ноги. После этого всех четверых затолкали в легковушки и увезли в неизвестном направлении.

Похищенные «Хезболлой» советские дипломаты

Похищенные «Хезболлой» советские дипломаты

«Поначалу мы предполагали, что это очередной обычный грабеж. К тому моменту у нас в Бейруте уже отняли 25 или 28 автомобилей», – вспоминал Юрий Перфильев, резидент советской разведки. По его словам, весь Ливан в то время был разодран многолетней гражданской войной, иностранным военным вмешательством и религиозными распрями. «Бал правили люди с оружием. Одно лишь перечисление тех, у кого были вооруженные формирования, займет много строк: палестинцы, друзы, боевики коммунистических организаций, насеристы, шиитские движения “Амаль” и “Хезболла”, отряды христиан-маронитов... Каждая группировка контролировала свою зону. Перестрелки, артиллерийские дуэли, диверсии, грабежи были обычным делом», – рассказывал разведчик.

Бандиты в Ливане

Бандиты в Ливане

В течение дня похищенные дипломаты так и не объявились – а со слов свидетелей в посольстве узнали, что один из них был ранен. Стало ясно, что речь идет о захвате, а не об обычном грабеже. «Поначалу был шок: никогда раньше наших людей в Ливане не трогала ни одна из сторон! – вспоминал Перфильев. – Когда мы позвонили в ливанский МИД, там страшно удивились: “Какие заложники? У ВАС взяли заложников?! Да вы же в прекрасных отношениях со всеми!”».

Ответственность за похищение взяла на себя никому не известная исламская организация «Силы Халеда Бен эль-Валида». Вечером террористы вышли в эфир местной радиостанции и объявили: СССР должен заставить своего союзника Сирию вывести войска из северного Ливана. А еще – эвакуировать советское посольство из Бейрута: боевики назвали его «рассадником антимусульманской заразы». В противном случае, «Силы Халеда» обещали убить заложников, а само посольство взять штурмом.

Ясир Арафат

Ясир Арафат

Довольно быстро советская агентура в Бейруте выяснила, что за похищением стоит «Хезболла» – «Силы Халеда» были лишь фейком-прикрытием. При этом захват дипломатов лично планировал и осуществлял Имад Мугния по прозвищу Гиена. В прошлом этот ливанский террорист был охранником у палестинского лидера Ясира Арафата. В начале 80-х он откололся от арафатовской Организации освобождения Палестины (ООП) и примкнул к «Хезболле». В составе этой проиранской группировки Мугния организовал серию терактов в 1983 году: взрывы американского консульства и казарм миротворцев в Бейруте. В общей сложности эти кровавые акции унесли жизни 400 человек.

Вскоре в советское посольство передали черно-белые фотографии. Боевики сняли четверых советских заложников с пистолетами у висков. А 2 октября на окраине Бейрута обнаружили тело расстрелянного Аркадия Каткова. Как выяснилось позже, в плену у него началась гангрена. Бандиты решили избавиться от него. Каткова вывезли к разрушенному бейрутскому стадиону, где Имад Мугния лично выпустил в него очередь из автомата.

Имад Мугния

Имад Мугния

Москва решила действовать через Арафата, у которого оставались тесные связи с ливанскими боевиками. Тот вышел на Юрия Перфильева по телефону из Туниса – заверял, что считает СССР своим другом и сделает все, чтобы освободить дипломатов. По словам Арафата, он был готов сам заплатить похитителям 100 тысяч долларов выкупа. Но при этом ехать в Ливан боялся и вместо себя предложил связаться с его доверенными людьми – неким Хаджем и… Имадом Мугнией!

«Было мерзкое чувство, что нас дурачат. Мы уже знали, что Мугния причастен к похищению, а тут Арафат предлагает его как своего представителя. Вот и думай после этого, на чьей же он был стороне?» – возмущался Перфильев. Позже он добавлял, что Арафату – как и «Хезболле» – было выгодно похищение советских дипломатов: «Ведь именно его боевиков пыталась выдавить из северного Ливана армия Сирии. А уход сирийцев был главным требованием похитителей».

Памятник на могиле убитого боевиками советского дипломата

Памятник на могиле убитого боевиками советского дипломата

После убийства Каткова в посольстве начали готовиться к обещанной атаке террористов. Для этого попросили помощи у общины социалистов-друзов. Те подогнали к зданию танк и отряд автоматчиков. Позже друзы выследили и того самого Хаджа, о котором говорил Арафат. Его задержали, и он рассказал, что заложников держат в тюрьме «Хезболлы» в южном Бейруте. «Рассматривался вопрос налёта на это здание. Но мы пришли к выводу, что штурмовая группа даже не дойдёт до его стен –стрелять по ней будут из каждого окна», – рассказывал Юрий Перфильев. Параллельно шли переговоры на другом, самом высоком уровне. Генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев просил президента Сирии Хафеза Асада остановить наступление в северном Ливане. Хафез согласился – хотя, по словам очевидцев, был в ярости: его операция вот-вот должна была закончиться разгромом боевиков.

Ясир Арафат с соратниками

Ясир Арафат с соратниками

Но даже после того, как требования «Хезболлы» были выполнены, террористы продолжали удерживать заложников. Перфильев утверждал, что боевики, увидев свой успех, решили выдвинуть новые требования. То, что случилось дальше, дошло до нас в двух версиях.

По одной из них, освобождению советских дипломатов помог жесткий разговор Перфильева с шейхом Мухаммадом Фадлаллой, основателем «Хезболлы». «Раз корни “Хезболлы” растут из Ирана, то пошел розыгрыш уже иранской карты, – вспоминал наш разведчик. – Говорю Фадлалле: “СССР – великая держава и может позволить себе быть терпеливой. Но терпению тоже приходит конец! Вот ваш иранский город Кум, где живет аятолла Хомейни – он находится не так уж и далеко от границ России. А вдруг у нас случится какая-нибудь ошибка при запуске ракеты? Об этом нередко пишут: при запуске все может произойти. А вдруг ракета случайно окажется с боевым зарядом?”». Перфильев выдумал эту речь сходу: санкций на подобные угрозы ему никто не давал. Однако, по его словам, шейх задумался. А когда – после долгого молчания – заговорил снова, то произнес только одну фразу: «Я думаю, с вашими людьми будет все хорошо!»

Вторую версию уже в 90-е годы озвучил Юрий Дроздов, генерал-майор и начальник всей нелегальной разведки КГБ СССР. По его словам, «Хезболлу» принудили вернуть заложников с помощью подразделения спецназа «Вымпел» – эту группу сформировали в КГБ в 1981 году для выполнения операций за рубежом. «“Вымпел” называли интеллектуальным спецназом, – вспоминал Валерий Попов, ветеран этого подразделения. – Искусство заключалось не в том, чтобы применить оружие, а чтобы выполнить задачу так, чтобы никто не понял, что произошло».

Генерал-майор Юрий Дроздов

Генерал-майор Юрий Дроздов

«В октябре 85-го десять спецназовцев скрытно приехали в Бейрут. На руках у разведчиков была информация, полученная от друзской общины. А потом ближайшие соратники Арафата и Мугнии вдруг начали странным образом погибать один за другим. В течение нескольких дней ушли из жизни свыше десятка террористов», – писал Дроздов в книге мемуаров «Вымысел исключен». Затем одним ранним утром в дверь дома Имада Мугнии постучал мальчик и передал ему конверт. Что было в том конверте, история умалчивает. Дроздов называет это «ультиматумом». В других воспоминаниях ветеранов фигурирует упакованный в конверт половой орган сообщника Мугнии. В иных версиях никакого конверта и вовсе не было – просто Мугния обнаружил на пороге дома тело сообщника с отрезанным половым органом во рту.

Бойцы спецназа «Вымпел»

Бойцы спецназа «Вымпел»

30 октября 1985 года – ровно месяц спустя после захвата заложников – у советского посольства в Бейруте остановилась машина. Оттуда вышли три человека с завязанными глазами. Они дождались, когда машина уедет, а затем сняли с лиц повязки. Пограничник, который дежурил на входе, узнал в мужчинах трех похищенных дипломатов: Валерия Мырикова, Николая Свирского и Олега Спирина. Все они были целы и невредимы. Лишь сильно заросли щетиной.

{* *}