Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
10.12.2014
На минувшей неделе в эфире французского телевидения был показан документальный фильм, который подтверждает муссировавшиеся слухи о сотрудничестве модельера Коко Шанель с нацистскими оккупантами.
В фильме под названием «Тень сомнения» выступил историк Франк Ферран, который рассказал, что хранящиеся в архиве Министерства обороны Франции документы доказывают факт сотрудничества Коко Шанель с абвером — нацистской военной разведкой.
В послевоенные годы широкую огласку получила попытка Коко Шанель взять под свой контроль парфюмерную компанию Parfums Chanel, совладельцами которой до войны были предприниматели еврейского происхождения братья Вертхаймеры. Она подала прошение оккупационным властям, ссылаясь на нацистский закон «О возвращении арийской собственности», однако не смогла добиться своего, так как Вертхаймеры, к тому времени бежавшие из Франции в США, успели передать свою долю в управление неевреям.
Романы Коко Шанель с высокопоставленными немецкими офицерами уже давно дали повод исследователям говорить о ее коллаборационизме. Так, известно, что романтические отношения связывали ее с 44-летним немецким офицером бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге. «Барон Динклаге был штатным сотрудником абвера. Он работал во Франции с конца 1920-х годов. Он манипулировал Шанель, а она, в свою очередь, использовала его в своих интересах», — утверждает американский журналист Хэл Воган, автор вышедшей в 2011 году книги «В постели с врагом. ТайнаявойнаКокоШанель» (Sleeping with the enemy, Coco Chanel's secret war). По словам Вогана, именно Динклаге завербовал Шанель в качестве агента, он же содействовал освобождению из лагеря для военнопленных ее племянника Андре Паласса. Согласно архивным данным, как агенту абвера Шанель был присвоен номер «F-7124», а также кодовое имя «Вестминстер», являвшееся отсылкой к британскому герцогу Вестминстерскому, с которым у Коко был роман в 1920-е годы.
«Будучи крайней антисемиткой задолго до того, как это стало способом угодить немецким оккупантам, Шанель разбогатела благодаря очень состоятельным людям, чью ненависть к евреям, профсоюзам, франкмасонам, социалистам и коммунизму она разделяла. После 1933 года она прямо называла Гитлера “великим европейцем”, — пишет Воган. — Шанель была непревзойденной приспособленкой. Нацисты были у власти, а она тянулась к тем, у кого была власть. Это история ее жизни».
Писательница Жюстин Пикарди, автор биографической книги «Коко Шанель: легенда и жизнь», вышедшей в свет в 2010 году, считает, что у основательницы модного дома были «более тонкие и неоднозначные» мотивы, чем это представляет Воган. «Все, что она делала, было парадоксальным. Она была такая противоречивая. Она допускала антисемитские ремарки, в то время как ее партнерами по бизнесу были евреи Ротшильды», — оправдывает свою героиню Пикарди.
В документальной ленте рассказывается, в частности, о том, как в конце войны нацисты пытались использовать Коко Шанель в качестве посредника при заключении сепаратного мира с Великобританией. Кандидатура модельера была выбрана по той причине, что ранее ее связывали дружеские отношения с Уинстоном Черчиллем. Однако эта попытка ни к чему не привела: Черчилль на письма Шанель не ответил.
По окончании войны Коко Шанель припомнили все ее контакты с немцами и арестовали по обвинению в шпионаже в пользу оккупантов. В 1944 году по рекомендации того же Черчилля ее выпустили на свободу при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1954 года.
Любопытно, что после возвращения в Париж ее бизнес стал финансировать не кто иной, как Пьер Вертхаймер, один из тех еврейских предпринимателей, у которых она пыталась отобрать собственность во время войны.
В фильме «Тень сомнения» также затрагивается вопрос об отношении к нацистскому режиму других представителей французской культурной элиты — эстрадных певцов Эдит Пиаф и Мориса Шевалье и театрального режиссера Саши Гитри, чья популярность заметно выросла именно в военные годы. Авторы картины намекают на то, что эти деятели культуры относились к нацистскому режиму лояльно, и противопоставляют им других французских звезд, таких как Жан Габен и Жозефина Бейкер, которые показали себя истинными патриотами, встав на сторону Сопротивления и отказавшись сотрудничать с оккупантами.
Роберт Берг