ФАСТОВСКОЕ ДЕЛО
Рассказывая о некоторых аспектах печально известного "дела Бейлиса", мы упоминали о том, что это была последняя в нынешнем столетии попытка придать "кровавому навету" юридический статус, создать юридический прецедент, с помощью которого обвинение евреев в ритуальных убийствах получит законодательное подтверждение. Говорили мы и о двойственности в вердикте присяжных: Бейлис был оправдан, но миф о ритуальном убийстве сохранился в массовом сознании.
То, что "дело Бейлиса" было последней удавшейся попыткой организовать антисемитский процесс, отнюдь не означает, что такие попытки более не предпринимались. Напротив, через месяц после оправдания М. Бейлиса черносотенные круги начали готовить, новый процесс — в том же Киеве и по тому же сценарию; мало того — часть действующих лиц из состава полицейских и судебных чиновников тоже успели поучаствовать в следствии и в самом процессе Бейлиса. Речь идет о так называемом Фастовском деле.
27 ноября 1913 года в местечке Фастов под Киевом на территории лесного склада был найден зверски убитый мальчик в возрасте 11-12 лет. На его шее оказалось 13 колотых ран. Экспертиза показала, что убийство совершено примерно тремя неделями раньше Естественно, это затрудняло как опознание тела, так и определение личности убийцы. Тем не менее в результате интенсивно проведенного полицейского расследования эти задачи удалось решить. Тут следует сказать, что российская криминальная полиция вполне заслуженно считалась весьма эффективной; здесь немало было блестящих профессионалов, добросовестно выполнявших свои обязанности. В тех случаях, когда властями не преследовались политические цели, самые сложные и запуганные преступления раскрывались быстро. Несмотря на сложившийся уже в советскую эпоху отрицательный стереотип "служанки самодержавия", полиция пользовалась высокой степенью доверия у населения Российской империи. Интересующихся отсылаю, например, к книге "Записки начальника Петербургской сыскной полиции" знаменитого русского сыщика И. Путилина, вышедшей в конце восьмидесятых годов в Москве.
Вернемся к "фастовскому делу". Как уже было сказано, полицейские сыщики очень быстро нашли свидетелей преступления, важные улики. Убийца был изобличен. Им оказался некто Иван Гончарук, человек неоднократно судимый (рецидивист, как сейчас принято говорить). Удалось установить и личность убитого (как и следственные органы, уровень дореволюционной судебной медицины был весьма высок). Результат экспертизы заставил, на какое-то время, умолкнуть уже появившиеся было в реакционной печати намеки, на якобы ритуальный характер убийства в Фастове, поскольку убитый мальчик оказался... евреем! Его звали Иоссель Пашков (он же Пасиков), сын портного Фроима Пашкова, проживавшего здесь же в Фастове.
18 ноября киевская прокуратура представила министерству юстиции подробный рапорт. В нем говорилось, что убийца мальчика Иван Гончарук опознан свидетелями. Здесь же указывались мотивы преступления: убийца хотел избавиться от случайного очевидца кражи овечьих шкур, совершенной им. Мальчик имел несчастье оказаться поблизости. Гончарук убил его и бросил на месте убийства, полагая, что если труп и обнаружат, то случиться это нескоро. Относительно же особой жестокости совершенного убийства, смутившей на первых порах следователей, то и это вскоре вполне объяснилось: согласно показаниям свидетелей, знавших преступника ранее, он часто приходил в исступление и свирепо расправлялся с противниками в местах отбывания прежних наказаний.
Казалось бы, дело можно закрывать: преступник найден и арестован, улики неопровержимы, мотивы ясны.
И вот тут началась совершенно невероятная история, показавшая, что правительство намерено взять реванш за частичное поражение в "деле Бейлиса". Все тот же министр Щегловитов, который был главным инициатором предыдущего "дела", фактически отказался признать удовлетворительными результаты расследования. Не объясняя никак свое неверие, он дал распоряжение заново провести следствие. Задача была сформулирована следующим образом: "Выяснить — действительно ли убитый мальчик был сыном своих родителей, и не следует ли предполагать, что еврей Пашков учинил ритуальное убийство над христианским мальчиком, а для сокрытия такового выдал убитого за своего сына".
Вконтакте
Twitter
Телеграм