МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ФИНАЛ ЗНАМЕНИТОГО ПРОЦЕССА
Так уж сложилось в истории, что обвинения евреев в ритуальных убийствах, практически сошедшие на нет в XX столетии, последний раз прозвучали в начале века в России. После этого лишь в нацистской Германии предпринимались две неудачные попытки реанимировать скончавшийся миф. Речь идет, разумеется, о юридических попытках. В области массового сознания, в антисемитской литературе нашего времени рассуждения, более или менее завуалированные, о ритуальных убийствах, практикуемых либо иудаизмом в целом, либо некими мифическими еврейскими сектами, продолжают появляться достаточно часто.
Можно вспомнить чудовищный по сути, но весьма корректный по форме запрос в следственную комиссию, занимавшуюся делом о расстреле царской семьи: "Не выявлено ли в ходе расследования дела каких-либо черт, указывающих на ритуальный характер убийства царской семьи?" Ясно даже ребенку, что ритуальным убийством это представление считается некоторыми деятелями лишь потому, что именно евреи якобы убили русского царя. Все очень стройно (с точки зрения антисемита). Очень важное подтверждение того, что евреям ненавистна именно и только Россия, как единственная держава, не покорившаяся "сионским мудрецам".
Кстати, упоминавшийся вопрос был задан, насколько помнится, представителями церкви. Не чудовищно ли — уж, казалось бы, церковники должны знать характер иудаизма (коль скоро они претендуют на некую преемственность христианства и еврейской религии)! Видимо, антисемитизм настолько застил глаза, что не обнаружили они очевидного опасного последствия подобных обвинений; коли еврейская религия втайне предписывает человеческие жертвы, то и христианство ведь тоже может быть обвинено в чем-то подобном!
Ответ комиссии был выдержан вполне в духе запроса: следствие не обнаружило следов, указывающих на ритуальный характер умерщвления царской семьи. Не обнаружило — но это не значит, что следов не было. Фантастика — люди в России, верящие "кровавым наветам", до сих пор отнюдь не являются исключительно постояльцами психиатрических лечебниц!
В связи с этим стоит вспомнить события 1913 года — знаменитое дело Бейлиса. А вернее — те моменты процесса, которые как-то сразу ускользнули от общественного сознания и для многих по сегодняшний день оказываются неизвестными. Ведь по сегодняшний день многие убеждены, что процесс М. Бейлиса окончился победой здравого смысла — присяжные, мол, поняли абсурдность обвинения в ритуальном убийстве и вынесли вердикт: "Невиновен", в результате чего еврей-подсудимый был освобожден.
Во всем этом соответствует действительности лишь факт признания невиновности и последующего освобождения Бейлиса. Что же до абсурдности обвинений в ритуальном убийстве, то такого признания на киевском процесс не было и в помине. Достаточно обратить внимание на документы процесса и на отклики по поводу приговора в европейской печати.
Мы позволим себе вкратце напомнить о сути киевского процесса. 20 марта 1911 года обескровленный труп тринадцатилетнего мальчика Андрея Ющинского был обнаружен в киевском предместье. Антисемиты немедленно подняли шум о ритуальном характере убийства и приложили все силы для того, чтобы следствие пошло именно по этому пути. Поскольку первоначально следствие вели действительно добросовестные и профессионально квалифицированные сотрудники киевской полиции, министр юстиции Щегловитов спешно сменил их на таких, которые рьяно взялись за поиск евреев-изуверов, совершивших ритуальное жертвоприношение. Эти новые следователи очень
быстро нашли виновного — киевского еврея Менделя Бейлиса, работавшего на фабрике, поблизости от которой и был обнаружен труп мальчика. К слову сказать, М.Бейлис, которого постарались выставить в качестве религиозного фанатика, был человеком совершенно равнодушным к религии и вел вполне светский образ жизни. Так, во всяком случае, явствует из воспоминаний некоторых людей, хорошо его знавших.
Следует отметить, что не вся черносотенная печать поддерживала чудовищное обвинение. Такой видный деятель крайне монархистских кругов, как В. Шульгин, неоднократно высказывавшийся в весьма антисемитском духе (особенно, когда дело касалось участия еврейской молодежи в революционных событиях), выступил с резким осуждением попыток представления убийства Ющинского как ритуального убийства.
Он писал в своей газете "Киевлянин" о фальсифицированном характере процесса: "Нельзя не испытывать чувства стыда за прокурора Киева и за все русское правосудие, которое рискнуло предстать перед всем миром со столь ничтожными доказательствами. Рассуждая так, как это делаете вы, не перестающие изобличать ритуальные убийства, вы тем самым готовитесь совершить человеческое жертвоприношение".
Хочу, кстати, отметить, что много лет спустя, уже находясь в эмиграции, В.Шульгин с гордостью вспоминал в мемуарах о своей позиции во времена киевского процесса. Правда, тут же можно найти совершенно фантастический рассказ о якобы состоявшейся встрече господина Шульгина с неким "еврейским царем", живущим где-то в США, и о том, что этот самый "царь" — по словам Шульгина, величественный старец с благородными манерами, — сердечно благодарил русского монархиста за помощь евреям во время процесса Бейлиса. Ну да простим мемуаристу эту байку, будем снисходительны к тщеславным фантазиям человека, действительно занявшего в те времена достойную позицию...
Православная церковь также воздержалась от поддержки обвинения, мало того — видные богословы Коковцев и Троицкий разрешили защите пользоваться своими произведениями. Обвинение строилось исключительно на показаниях католического священника, ксендза Пранайтиса, зоологического антисемита и, судя по его творениям, не совсем здорового психически человека, разысканного министерством юстиции где-то в Средней Азии. Наверное, стоит привести одно из его утверждений, произнесенных в суде, куда обвинение пригласило его в качестве эксперта: "У всех европейских евреев экзема на ягодицах, у всех азиатских евреев лишай на голове, у всех африканских евреев фурункулы на ногах, а американские евреи страдают заболеванием глаз, превращающим их в идиотов. Извращенные раввины нашли средство от этих болезней: они мажут больные места христианской кровью. Когда евреи убивают христианина, они преследуют тройную цель: во-первых, удовлетворяют свою ненависть к христианам, во-вторых, это позволяет им заняться магией. В-третьих, сами раввины уверены в том, что сын Марии — истинный Мессия, и думают, что окропляя себя христианской кровью, они могут спастись..."
Вот в таком духе "эксперт" выступал на процессе в течение одиннадцати часов кряду.
Вконтакте
Twitter
Телеграм