Первая военная реформа
Когда во время Войны за независимость еврейские отряды самообороны начали одерживать победы над превосходящими по численности и вооружению арабскими войсками, значительная часть европейцев не скрывала своего удивления: оказывается, евреи могут воевать! Это удивление долго не проходило, даже перед Шестидневной войной мир отнюдь не был уверен в победе Израиля. Сложившийся на протяжении веков образ еврея как человека мирного и слабого, нуждающегося в покровительстве и защите со стороны более сильных, имеющих давние воинские традиции народов, вдруг вошел в противоречие с реальным положением дел.
Между тем военные традиции евреев, в действительности, куда древнее, чем принято считать на Западе. Мало того: в свое время еврейские полководцы неоднократно выступали новаторами и реформаторами современного им боевого искусства.
Одним из ярких примеров подобного новаторства, в известной своей части сохранившего актуальность почти до нашего времени, является полководческая деятельность первого еврейского царя Шаула. Из Танаха известно, что, став царем, Шаул буквально с первых дней вынужден был бороться с внешними врагами. Первой войной, которую он вел и выиграл, была война с аммонитянами, захватившими часть израильского Заиорданья и фактически угрожавшими не только целостности, но и самому существованию Израиля как самостоятельного государства. Царь Аммона Нахаш осадил израильский город Ябеш-Гил'ад (Иавеш-Гилеад). Жители города готовы были сдаться на милость осаждавшим. Подобное развитие событий могло бы радикально изменить сложившуюся на тот момент стратегическую ситуацию: Ябеш-Гил'ад занимал господствующее географическое положение в еврейском Заиорданье. Превращение его в аммонитский опорный пункт могло представлять угрозу независимости прилегавших к городу еврейских земель, а затем он вообще мог стать плацдармом для аммонитского завоевания страны.
Необходимо было принять немедленные и действенные меры к освобождению Ябеш-Гил'ада. Шаул принял решение выступить с войском против аммонитян. Однако еврейские колена были настолько деморализованы, что царю, как известно, пришлось пригрозить им имущественной карой. Угроза возымела действие, и 330 тысяч человек собрались по зову своего первого царя.
Вскоре армия выступила навстречу противнику. И вот здесь, в первом сражении, которое дал царь Шаул, уже можно проследить основные элементы его военной тактики. Армия, двигаясь скрытно и быстро, ночью внезапно появилась перед врагом, вызвав замешательство среди аммонитян. Кроме того, Шаул заранее разделил свое войско на несколько крупных подразделений, действовавших самостоятельно. В последовавшем затем сражении войско царя Нахаша было разбито наголову, армия же Шаула почти не понесла потерь. Аммонитская угроза для еврейского Заиорданья была ликвидирована вовремя и надолго.
Важнейшим из тактических приемов, использованных в этом сражении Шаулом, военные историки считают разделение войска на несколько независимых отрядов. Такое разделение прежде всего предполагает особое личное доверие к командиру каждой группы. Условие второе, не менее важное — наличие серьезного оперативного плана ведения сражения, позволяющего на каждый отряд возложить особое, детально проработанное задание. Наконец, третье — способность командующего к объединению тактических усилий: пока все отряды не введены в бой, он располагает средствами, позволяющими влиять на исход битвы или даже решить его посредством использования резервов па участках, находящихся под угрозой и созданием решающего превосходства в нужный момент. Постепенное вступление в бой отрядов обеспечивает командующему необходимую тактическую гибкость. Что и демонстрирует первое же сражение Шаула с аммонитянами.
Тут я хочу особо подчеркнуть следующее.
Все описанные тактические приемы были применены еврейским царем впервые в военной истории. Несмотря на видимые плюсы избранной им тактики, общепринятая военная доктрина того и более поздних времен утверждала, что разделять войско чрезвычайно опасно. Типичный пример слепого следования таким взглядам — битва при Каннах в 216 году до н.э., когда огромная римская армия (85.000) была собрана в одну массу и фактически истреблена Ганнибалом. Несмотря на это, военные продолжали придерживаться прежних взглядов вплоть до XVIII века. Даже Фридрих II, прусский король, один из виднейших полководцев того времени, был сторонником единого, сконцентрированного боевого формирования.
Мы видим, насколько Шаул опередил современных ему военачальников. Может быть, потому, что вопросы приоритета в военных науках его просто не интересовали. Его нововведения коснулись не только тактики, но и организационной структуры армии. Вскоре после войны с аммонитянами Шаул создает первую у евреев регулярную армию. Ей предстояло стать ядром общих вооруженных сил, объединять вокруг себя в случае войны общенациональное ополчение.
Для этого Шаул отобрал три тысячи человек, которые теперь должны были служить ему постоянно. Это относительно небольшое войско разделялось на два корпуса. Меньшим (тысяча воинов) командовал старший сын Шаула Ионатан, чьим первым подвигом стало завоевание Гебы (Гибеи) и разгром тамошнего филистимского гарнизона.
Вконтакте
Twitter
Телеграм