I. Евреи в чешских землях в X — XV веках. Самые первые еврейские поселения

12.04.2001

I. Евреи в чешских землях в X — XV веках.

Самые первые еврейские поселения.


Евреи Чехии и Моравии — это представители ашкенази, то есть центрально-европейского и восточноевропейского еврейства. Начало присутствия евреев на этих землях относится к эпохе Римской империи, когда еврейские купцы прибывали сюда с торговыми караванами. Тому есть письменные свидетельства, относящиеся к X веку. В них упоминается и Прага. Более поздние ссылки можно найти в чешских литературных источниках. Здесь упоминается определенный тип поселений — купеческие слободы, которые возникли в XI — XIII вв. на территории Праги, Брно, Йиглавы, Оломоуца и других торговых и административных центров. К этому начальному периоду относятся и самые старые из сохранившихся материальных памятников: надгробья еврейских кладбищ в Хебе, Брно, Зноймо и Праге (XIV век), а также готическая Старонова (обновленная, перестроенная — Л. С.) синагога в Праге, главный корпус которой был возведен в 70-х годах XIII века. Численность евреев в Праге в то время была постоянной, и они говорили на чешском языке.

Правовой и социальный статус евреев в средние века


В раннем средневековье еврейские общины подчинялись правителю земли, который давал согласие на их поселение. Общины были организованы по принципу самоуправления, которое осуществляли знатоки традиции. В этот период евреи имели статус свободных людей, подобно немцам и румынам, которые в торговых центрах также основывали собственные купеческие колонии.

До середины XIII века главным занятием евреев была внешняя торговля. Они доставляли в страну предметы роскоши (восточные ткани, вино, пряности, изделия из драгоценных металлов, оружие), а до XII века времени — и рабов. Вывозили скот и сырье (лес, воск, пушнину). Опыт и торговые связи способствовали развитию местной торговли и городов, которые благодаря евреям становились активной частью общества. Правители относились к ним радушно, прежде всего, как к надежному источнику регулярной подати, которую евреи платили за право проживания. Евреи жили среди основного населения. Каких-либо открытых столкновений на национальной почве еще не было.

Однако с начала XIII века на положение евреев начинает ухудшаться — отрицательно сказывалось каноническое право, в особенности постановления III и IV Соборов 1179 и 1215 гг. На их основании евреи чешских земель были постепенно вытеснены из сферы производства и ремесел, а деятельность социальной направленности разрешалась только для нужд еврейской общины. В средневековом христианском обществе за евреями остались только финансы и торговля, причем с существенными ограничениями. Ростовщичество (ссуды под проценты), которое вплоть до гуситских войн было исключительно еврейским занятием, усиливала отрицательное отношение к евреям широких слоев населения.

Привилегия Пржемысла Отакара II


Начиная с XIII века, правовой статус евреев в чешских землях — как и в других землях диаспоры — определяется привилегиями, предоставляемыми местными правителями. Самая старая из них — привилегия Пржемысла Отакара II от 1254 г. наглядно показывает превращение евреев из свободных людей в подданных. Пржемысл Отакар II издал несколько грамот, в которых отражаются основы тогдашнего церковного и светского законодательства в отношении евреев. В грамоте от 1254 г. провозглашается обязательность выполнения требований двух булл папы Иннокентия IV от 1253 г., в которых "под страхом утраты власти и достоинства или отлучения от церкви запрещается… принуждать евреев к переходу в христианство, чинить им какое-либо беззаконие, бить их, отбирать у них деньги и добро, препятствовать им в отправлении праздников, принуждать к выполнению работ, их кладбища разорять, умалять, покойников их выкапывать, обвинять их в использовании человеческой крови при богослужении".

Привилегия Пржемысла от 1254 г. и последующие (1255, 1262 и 1268 г.г.) в полном согласии со средневековыми правовыми нормами определяют евреев как подданных королевской Казны — финансового ведомства. За регулярные денежные взносы евреям гарантировался королевский иммунитет в вопросах религиозной свободы, личной безопасности и безопасности общин. Нанесение ущерба собственности евреев рассматривалось как нанесение ущерба собственности короля, и за такие действия, равно как и за убийство еврея, нападение на него, нанесение ран, похищение еврейского ребенка, были установлены строгие наказания. Во внутренних спорах евреи должны были руководствоваться собственным талмудическим правом, споры с христианами рассматривал так называемый еврейский староста — христианин, который знал как городские, так и еврейские законы. Обжаловать его решение можно было в высшей инстанции, то есть у короля или его главного казначея.

Привилегия Пржемысла Отакара II стала основой правового положения евреев в Чехии и Моравии. С некоторыми оговорками ее подтверждали и другие чешские короли. Еврейские servi camerae — "слуги королевской казны", — впервые названные так Карлом IV, стали для правителей источником постоянного дохода. Евреи были обязаны вносить прямые платежи (еврейский налог и разные дополнительные взносы) или оплачивать аренду. Нередко исключительное право селить на своих землях евреев и получать с них подати короли уступали дворянам.