Испанское еврейство настолько значимо в истории развития народа, что тяжело выбрать о чем именно следует если не рассказать, то хотя бы упомянуть. Имена величайших еврейских мыслителей связаны с этой страной. В ней родились и жили Рамбам и рабби Йегуда hа-Леви — авторы двух книг, занимающих центральное место в еврейском мировазрение. Эти книги во многом определили еврейский взгляд на мир. Испанское еврейства уникально тем, что поэты из его среды писали стихи на совершенно разные темы. Они ввели в поэзию мотивы любви и вина, описывали красоты садов и фонтанов, превратности морских путешествий, тем самым, положив начало еврейской художественной литературы.
Одной из наиболее характерных и уникальных черт испанских евреев была их разносторонность. Она видна в том, например что автор "Кузари" Йегуда hа-Леви был одновременно гениальным поэтом, Рамбам знаменитым придворным врачом, Шмуэль Га-Нагид командовал армией Гранады. В этом проявилась еще одна черта испанских евреев: включенность в политическую и социальную жизнь государства. Они бывали не только финансистами, как в других странах, но и визирями и советниками монархов. Правда такая включенность зачастую оканчивалась трагическими последствиями, как в случае с Йосефом Га — Нагидом, который был убит в результате погромов.
Проникновение в культуру мусульманской Испании при глубокой привязанности к еврейской традиции благотворно сказалась на развитии еврейской науки и культуры. Активно развивалась не только литература и искусство, но и, например отношение к языку. Широко известны работы школы еврейских испанских лингвистов описавших теорию трехбуквенного корня в иврите. Период расцвета еврейства в мусульманской Испании в X-XIII вв. принято называть "золотым веком" еврейской культуры в целом.
Испанская диаспора перестала существовать с изгнанием евреев в 1492 году. У рассеянных по всему свету испанских евреев большая часть жизненных сил ушла на выживание и сохранение традиции, получившей название сефардской. Эта одна из двух главных традиций еврейства (вместе с ашкеназской) восходит к Вавилонскому еврейству. Сохранили сефарды и язык (подобно тому, как ашкеназские евреи сохранили идиш), ладино, близкий к кастильскому наречию XV века.
О прежнем блеске испанского еврейства мы можем судить только из книг; туристы, посещающие еврейские места в Испании, найдут одни руины; как в Сеговии, где на расположенном вблизи городской стены еврейском кладбище видны лишь могилы известных в прошлом людей..
Материал подготовил
Дмитрий Стефкин