В 1920-х годах Советской властью перед руководителями еврейских организаций была поставлена задача всестороннего реформирования структуры еврейского местечка и постепенной перестройки его в сельское коллективное хозяйство. Преобразования в местечках были запланированы и начались осуществляться, с точки зрения власти, с целью повышения качества земледелия, эффективности сельскохозяйственного производства.
Ряд мероприятий касался прежде всего евреев, которые занимались ремесленничеством в городках Украины и были намерены перейти к хозяйствованию на земле. В целом же эта политика привела к практически сплошному уничтожению структуры еврейских поселений и появлению довольно отрицательных социальных процессов, в частности пролетаризации населения местечек городков на протяжении второй половины 1920-х годов.
В рамках проекта создания автономного территориального формирования проводилась большая работа по переселению еврейского населения на юг Украины и земли Дальнего Востока. Процессом создания еврейской национальной автономии занимался «Общественный комитет по земельному устройству еврейских работающих (ОЗЕТ)», который возглавлял партийный и советский деятель Ю.Ларин (М.А.Лурье).
Одним из основных нормативных актов, регламентирующих этот процесс, стало постановление Всеукраинского Центрального исполнительного комитета (ВУЦИК) от 19 мая 1926 года. Оно называлось "О мероприятиях по улучшению положения еврейских работающих масс", и речь в нем шла о необходимости коренных экономических преобразований в местечке. Кроме нормативных документов, которых позже появилось в Украине довольно много, существовали масштабные и долгосрочные планы относительно еврейской общины Украины. Большой удельный вес в этих планах занимали переселенческие проекты, которые имели целью вывезти из местечек все работающее население, разрушить структуру общинных взаимоотношений, приспособить их к потребностям нового советского “индустриального” общества.
Эти вопросы довольно живо дискутировались в советской печати этого периода. Так, С. Диманштейн в своей статье "Еврейское нацменьшинство СССР на новом этапе" отмечал, что «таких постановлений существует довольно много..., а в нынешнем этапе мы достигли такого нового положения, что благодаря целому ряду обстоятельств от решения экономических вопросов мы можем перейти к организации областной автономии для евреев». Консолидирующей идеей в этот период становится идея организации еврейской республики в Крыму и поселение на его территории 280 тыс. евреев для создания еврейского большинства в регионе.
Был выдвинут также проект руководителя евсекции РКП(б) А. Брагина, который предложил организовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, степной южной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до Абхазии. Этот проект был в целом одобрен и поддержан Каменевым, Бухариным, Троцким, Цюрупой, однако он не был воплощен в жизнь в связи с противодействием ряда государственных деятелей, в частности наркома земледелия А. Смирнова, имевшего точку зрения, что переселение евреев усложнит межнациональные отношения в Крыму.
Однако процесс переселения тем временем уже начался, и многие усматривали в нем начало “окончательного решения национального вопроса” через создание областной автономии — идеи, теоретические основы которой были предложены И.Сталиным еще в 1912 г. Переселение евреев проходило благодаря всесторонней помощи фондов из Соединенных Штатов Америки, которые перечислили для этого около 1 млн. долларов. Одновременно с этим “для кредитования перехода евреев на земледелие в СССР и правительственных мероприятий” Советом Народным Комиссаров СССР и Комитетом по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТом) было выделено около 400 тыс. рублей.
Позднее правительство, не удовлетворенное ходом заселения Крыма, выдвинуло новую идею: закрепить за Комзетом Биробиджан и пограничные с ним территории. Эта идея была реализована в постановлении Секретариата ЦИК Союза ССР в марте 1928 года. Одновременно правительством было принято постановление "О хозяйственном устройстве еврейских местечек” (сентябрь 1928 г.), а Президиумом Совета Национальностей — “О хозяйственном устройстве работающего еврейского населения”. В них речь шла главным образом о необходимости ликвидации еврейской безработицы, переквалификации жителей местечек, необходимости сплошной регистрации евреев через Наркомтруд.
Благодаря усилиям Совнаркома в 1922-1936 годах из местечек Украины в Крым переехало значительное число евреев. Было создано 213 еврейских колхозов, которые объединяли 11 035 хозяйств. В связи с этим председатель Комзета С. Чуцкаев писал И. Сталину: "Теперь ... нет уже в Союзе ССР... того "еврейского вопроса", который требовал бы к себе особого подхода, нет и еврейской безработицы, что заставляло создавать организации по трудоустройству евреев. Еврейское население черты оседлости... практически всё устроено в новых коллективных хозяйствах".
Следует отметить, что политические реалии, в которых жило еврейское население Украины, не оставляли места для альтернативы — еврейская эмиграция к середине 1920-х годов силовыми методами была приостановлена. Как отмечают этнодемографы В.Кабузан и В. Наулко, "из СССР еврейская эмиграция в 1920-1940 гг. была незначительной, это было обусловлено политикой ограничения выезда за рубеж, хотя постепенный отток евреев шел, — происходило... переселение евреев в Аргентину (в 1910 г. их насчитывалось там 90 тыс., а в 1937 г.- 275 тыс.) и в Палестину ( в 1910 г.- 83,9 тыс. евреев, в 1937 г. — 404 тыс.)".
В связи с затруднительным положением в местечках Украины в 1920-х годах многие семьи надеялись на улучшение своего благосостояния в связи с переселением в Крым. Однако и там евреям пришлось столкнуться с рядом трудностей, прежде всего связанных с технологией сельскохозяйственной деятельности. У большинства евреев-переселенцев не было навыков работы на земле. По социальному составу больше половины евреев-земледельцев было рекрутировано из кустарей и торговцев; для них государством были предусмотрены льготы. "Борьба с трудностями, — отмечал по этому поводу М.И. Калинин, — крепко спаяет коллектив, и это будет сильнейшая производственная единица. Я оптимист и считаю, что со временем создастся действительно красивая, мощная еврейская область".