Top.Mail.Ru

Крымские киббуцы

06.03.2002

История процесса колонизации Крыма содержала в себе все противоречия политики советской власти по отношению к евреям в период ее становления.

Проблему занятости еврейского населения — основную проблему того времени — было предложено раз и навсегда решить путем переселения евреев Украины в Крым. Следует отметить, что эта идея не была новой, и еврейские колонии существовали в Крыму уже многие десятилетия. Несмотря на бедственное положение живущих на полуострове евреев, решение правительства по понятным причинам протеста не вызвало.

В 1920 году, после освобождения Крыма от Врангеля и установления советской власти, национальные группы колонистов лишились всех льгот. Не желая с этим мириться, для усиления влияния они использовали энергичные методы, создавая общества и союзы. Так, в 1921 году возник еврейский союз под названием "Бундесбунд"; в 1922 году активно действовал еврейский потребительский кооператив "Самодеятельность."

С целью адресной помощи как еврейским организациям, так и отдельным хозяйствам и семьям в начале 1920-х годов возникали также представительства зарубежных организаций. С 1922 года в Симферополе функционировал филиал банка "Агро-Джойнт", который финансировал перемещение новых еврейских переселенцев, а также подготовку евреев в учебных заведениях Крыма.

Одной из наиболее перспективных форм поселений, имея в виду политические планы большевистского правительства начала 20-х годов, считались коммуны. В октябре 1923 года возле железнодорожной станции Колай (теперь Азовское) была основана первая земледельческая коммуна "Тель-Хай". Позднее были созданы колхозы "Мааян", "Мишмар", "Хаклай", в последнем было образовано отделение "Гехалуца". Одновременно с созданием коммун в начале 20-х годов началось спонтанное переселение евреев в Крым.

Чтобы помочь переселенцам, в 1924 году было создано отделение "Джойнта" под названием "Агро-Джойнт", которое возглавил доктор И. Розен. С 1925 по 1929 год "Агро-Джойнт" вместе с другими американскими организациями оплатил 86% всех затрат по переселению евреев в Крым.

«Осенью 1925 года мы решили всей семьей ехать на юг, — вспоминает очевидица тех событий Эсфирь Дашковская. Отец съездил в Крым и устроился на работу в «Агро-Джойнт».... Озет и Комзет не могли ничего сделать, кроме агитации и пропаганды,.. но развернул свою деятельность «Агро-Джойнт» и дело пошло. Появилась техника, прибывали трактора-“фордзоны”, комбайны, легковой транспорт (машины “Бьюик”, “Шевроле”)».

Советское руководство, обосновывая необходимость помощи из-за границы, ссылалось на временные технологические трудности. М. Калинин и П. Смидович отмечали: “Проблема обводнения...участков настолько сложная,... что на эту землю простых поселенцев посадить нельзя; чтобы их посадить, на каждую десятину семьи нужно вложить минимум пару сотен рублей; ни у Советского правительства, ни у населения... этой суммы нет. Эта сумма может быть собрана только за границей, что евреи и делают.”

Несмотря на все усилия к январю 1925 года положение евреев-переселенцев и кооперативных обществ ухудшилось.

“Предпринятые осенью 1924 года мероприятия с целью облегчения положения переселенцев на зиму, как, например, снабжение коровами, лошадьми, телегами, не смогли в достаточной мере устроить переселенцев в продовольственном отношении,” — отмечалось в докладе Комитета по переселению евреев Одесского округа.

“Переселение евреев… носило стихийный характер, — отмечает исследователь этой проблемы Б. Бережанская. — Первые 34 колонии, которые были созданы в 1923-1924 годах, заняли несколько тысяч десятин свободной госфондовской земли в степной части Крыма.” Число еврейских земледельцев к марту 1923 года достигло 76 000 человек (для сравнения- 50 000 человек в 1913 году). Площадь, которая обрабатывалась еврейскими земледельцами равнялась 140 000 десятин».

В 1925 году правительство приступило к планомерному заселению территории Крыма. Соответственно постановлению Правительства СССР во второй половине 1920-х годов была выделена тысяча десятин земли, на которых разместились первые 11 колоний с 305 семьями. Компактность переселенцев дала возможность организовать здесь национальный сельсовет — Ротендорфский.

Всего в Крыму на тот период было 25 колоний, большинство из которых располагалось в Джайнкойском районе. Эти колонии являлись по организационному принципу артелями, но были еще общества и коммуны. Если семья переезжала в Крым самостоятельно, то при вступлении в артель должна была внести 400 рублей. Комзетом были установлены 3 категории пайщиков: 1-я категория (неимущие) вносила по 10 рублей на семью, 2–я категория — по 150 рублей, 3-я категория — по 500 рублей. Из тех, кто переселялся в плановом порядке, не меньше 30% составляла І-я категория. Постепенно переселенческое движение приняло более массовый характер.

Комзет ориентировал свою деятельность на переселение 500 — 600 тысяч человек. В мае 1926 года был утвержден перспективный план миграции евреев в СССР на 10 лет — 100 тысяч семей. В июне того же года утверждается план на ближайшие 3 года — 18 тысяч семей. Соответственно решению ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 года Крымская АССР вместе с Биробиджаном становилась основной базой еврейского переселения. К октябрю-ноябрю 1928 года для потребностей еврейского переселения в Крым были выделены земли в размере 131901 га.

Параллельно шел процесс возвращения в Крым представителей других национальностей. Постепенно началась "ликвидация безземелья" среди крымских татар путем их переселения из горного Крыма в степные районы, более 200 тыс. татар-эмигрантов из Болгарии и Румынии получили официальное разрешение вернуться в Крым с предоставлением им льгот.

21 апреля 1926 года выездное заседание Бюро Окружного Комитета ВКП(б) в Бахчисарае одобрило перспективный переселенческий план, но оказалось, что переселение евреев в Крым противоречило установкам местной власти в отношении земельного устройства татарского крестьянства. Неминуемо это привело к конфликту между руководством крымских государственных и партийных органов и Москвой.

В поддержку "крымского проекта" и с призывом к Западу о сборе средств выступили 49 известных писателей и поэтов. В Америку и Европу отправилось несколько делегаций с целью агитации за создание еврейской республики в Крыму. В Берлине на встрече с представителями финансово-политических кругов Европы народный комиссар иностранных дел Чичерин заверил, что правительство СССР очень серьезно относится к "крымскому проекту", и в его воплощении не предполагается никакого затруднения.

7 апреля 1926 года в Симферополе открылась Всекрымская еврейская конференция, после которой состоялся неприятный для Комзета инцидент. В газете "Красный Крым" за 11 апреля были опубликованы основные положения выступления представителя Отдела национальностей ВЦИК И. Рашкеса: "Мы стремимся создать сплошную земельную площадь с автономией в перспективе не для концентрации всемирного еврейства, а с целью устройства на земле трех миллионов евреев СССР".

Положение сразу обострилось — в противоположность проекту переселения евреев у крымско-татарских коммунистов возникла идея создания на севере Крыма немецкой автономной республики.

26 сентября 1927 года Ларин предложил комплекс мероприятий по устройству еврейских переселенцев в Крыму, в соответствии с которым основной специализацией их хозяйств должно было стать не пахотное хозяйство, требующее выделения большого количества земли, а производство виноградного спирта для снабжения крымских винзаводов.

В то же время началась разработка договора о займе между "Джойнтом" и правительством СССР, который и был подписан 19 февраля 1929 года. По специальному договору «Джойнт» выделял по 900 тысяч долларов в год на протяжении 10 лет под 5% годовых. В случае успешной реализации проекта предполагалась выплата так называемых дополнительных сумм в размере до 500 тысяч долларов в год. При нарушении советской стороной принятых обязательств финансирование прекращалось, "Джойнт" оставлял за собой исключительное право без объяснений уменьшить сумму займа с 9 до 7 млн. долларов.

Особенность проекта состояла в том, что правительство СССР выпускало на всю сумму займы и передавало "Джойнту" облигации, которые распространялись по подписке.

Процесс переселения евреев совпал с процессом раскулачивания и выселением из Крыма крестьян. ГПУ развернуло сеть лагерей по всему полуострову (только в Симферопольском районе их было четыре). По сообщению сотрудника Крымского ОГПУ Салиня, на 26 марта 1930 года было раскулачено и выслано 16 тысяч человек.

Земельные, экономические конфликты перерастали в национальные, в связи с чем с июля 1928 года стал наблюдаться отток переселенцев (по отдельным колхозам достигал 60-70%). Так, по переписи 1926 года из 39921 еврея в сельской местности проживало 4083.

На 1 января 1930 года из 49100 крымских евреев лишь 10140 проживали в сельской местности. К 1941 году число евреев увеличилось, по некоторым данным, до 70 тысяч, из которых в 86 еврейских колхозах проживали только 17 тысяч человек. Создание еврейской автономии в Крыму позволило бы, исходя из советской национальной политики, решить проблему государственно-правового положения евреев в СССР, хотя и не решило бы всех социальных проблем.

Исследование основных особенностей политики советской власти относительно евреев позволяет сделать следующие выводы:

-политика переселения евреев в Крым была наиболее реальной возможностью изменить к лучшему положение в еврейских городках бывшей «черты оседлости»;

проведение мероприятий по переселению при отсутствии земельных реформ и сплошной национализации давало хотя очень небольшие, но шансы на успех;

переселенческие мероприятия проходили в неблагоприятных условиях становления тоталитаризма в СССР, который оказывал содействие в свертывании сотрудничества с заграничными организациями, такими как «Джойнт» и «Агро-Джойнт», в значительной мере финансировавшими дело переселения евреев в Крым.

Олег Козерод

{* *}