С одной стороны, это было освобождение огромной творческой энергии народа, находящегося столетиями в состоянии духовного порабощения и резервации, что способствовало возникновению богатейшей еврейской культуры. С другой стороны, перед деятелями искусства встала новая дилемма — отдавать должное «социалистическому» реализму, участвовать в кампании против «пережитков прошлого»,частью которых и стала еврейская традиционная культура. "Революция 1917 года вызвала к жизни художественный процесс, — отмечала искусствовед Тамара Айзикович, — в котором еврейские творческие силы принимали участие в особенности широко... Марк Шагал, Осип Мандельштам, Леонид Пастернак, Давид Ойстрах, Григорий Козинцев, Михаил Ромм и другие деятели искусства составляют гордость не только русской, но и мировой культуры".
Одной из главных организаций, которая координировала усилия деятелей еврейской культуры и искусства в 20-е годы, было общество “Культур-Лига”.
«Культур-лига» проводила музыкальные концерты, литературные вечера и диспуты, устраивала художественные и книжные выставки. Только в Киеве в 1920 году "Лига" включала 20 культурно-просветительских объединений. В рамках «Культур-Лиги» также готовились кадры для культурно-просветительской работы среди еврейского населения Украины. В педагогический персонал "Культур-Лиги" входили высокопрофессиональные специалисты — выпускники Сорбонны, Киевского коммерческого и Фребелевского институтов. В школах "Лиги" работали такие известные специалисты, как проф. Я.Б. Резник, писатель Д. Гофштейн, художественной студией "Лиги" руководил известный скульптор Н. Аронсон, театральной-Д.Бергельсон, проф. И. Кунин, режиссер Э.Лойтер, актер С. Гольштейн.
В рамках "Культур-лиги" в Киеве функционировали Еврейский народный университет на Крещатике, 34, ректором которого был М. И. Зильберфарб, еврейская гимназия под руководством X. Скорняка, Педагогический музей по ул. Мало-Житомирской, художественная студия с живописным и скульптурным отделениями по ул. Большой Владимирской под руководством Н.Аронсона. В 1920-1922 годах действовала еврейская библиотека на Подоле по улице Константиновской, 31, под руководством Розенталя. "Культур-лига" в 1924-1930 годах имела книжный склад еврейской литературы и книжный магазин на улице Большой Васильковской, заведующими которых были М. И. Лехт и Б. И. Маршак.
Филиалы "Культур-Лиги" и ее издательства были открыты в 1920-е годы в городах Бердичев, Белая Церковь, Каменец-Подольский, Могилев-Подольский и других.
Отделения "Культур-Лиги" были созданы в 1920-е годы во многих городах Украины. Кроме того, почти в каждом городе действовали свои еврейские театральные и художественные коллективы. Газеты регионов страны в эти годы сообщали: "Действует на Полтавщине свой коллектив евдрамы. Это художественное объединение работает периодически, состав актеров непостоянный. Тем не менее, эти обстоятельства не мешают плодотворной работе. Только на протяжении 1921 года евдрама предложила зрителям 19 постановок".
В городах Украины нередко можно было посмотреть спектакли еврейских театров Москвы, артистов из-за границы.
"С большим успехом прошел единственный концерт известного еврейского пианиста-виртуоза Лео Сироты, который прибыл из Австрии, — сообщали из Кременчуга. — На Полтавщине также проходили гастроли 1-го государственного художественно-вокального квартета, который был организован центральным правлением "Гезкульта", в его состав входили певцы Фейгин (лирический тенор), Ленгорт (драматический тенор), Канихман (баритон) и Рубанович (бас)."
Один из первых еврейских любительских хоровых коллективов был создан на Полтавщине в августе 1921 года, сохранился протокол общих сборов хора при евсекции. “С сообщением об организации хорового коллектива и его культурно-просветительских задач, — отмечалось в нем, — выступил заведующий евсекцией Лео Баскин. Постановили немедленно начать запись желающих принять участие в работе хорового коллектива. В правление хора были избраны Белявский, Гефт, Эренбург».
Была создана целая система образования для молодежи. С этой целью были открыты специальные начальные учреждения — институты в Одессе, Киеве и Житомире, которые готовили кадры для театральных коллективов. В данный период расцветает еврейская драматургия. Появляется много авторов, которые пишут для театров.
В 1925 году на Украине начал работать первый государственный еврейский театр (Госет) в г. Харькове. Театр ставил пьесы по произведениям А. Глебова, Шолом-Алейхема, Я. Вассермана и других драматургов; часть сезона он играл в Одессе. Трупу возглавлял Э. Д. Лойтер, в нее входили члены московской художественной студии "Культур-Лиги".
Творческой базой Нового театра явилась театральная студия "Культур-Лиги", 18 выпускников которой вернулись на Украину после четырехлетнего обучения у лучших мастеров сцены Москвы. Кроме студийцев в труппу были приглашены еврейские актеры из других театров, отбор которых проводился на конкурсной основе. В их числе были достаточно знаменитые актеры Лия Бугова, Петр Миндлин, Абрам Нугер и другие. Театр открывался спектаклем "Пурим-Шпиль" Э. Лойтера. Критика писала тогда, что в постановке "Пурим-Шпиля" «отобразилась потребность в народном зрелище, а в откровенной праздничности театральной игры ощущалось влияние "Принцессы Турандот" вахтанговцев».
Другим жанром, к которому тяготел Всеукраинский Госет, была трагедия. Еврейская история давала собой богатый материал для этого жанра, поэтому много постановок носили исторический характер. По Ю. Жуковскому и Ш. Ашему был поставлен спектакль "Шабсе Цви". Несмотря на то, что спектакль, по мнению критики, оказался "идеологически далеким", он пользовался заслуженным успехом публики.
Среди постановок, которые пользовались безоговорочным успехом как у детей, так и у взрослых, был спектакль "Цвей-Кунимелех" («Два неумехи») по А. Гольдфадену. В особенно ярко играл в этом спектакле исполнитель главной роли А. Нугер.
Основными проблемами Госета в 1927-1928 годах были недостаток современных пьес в репертуаре и плохая посещаемость театра. В 1927 году "Гезкульт" объявляет конкурс среди литераторов Украины на лучшую пьесу о революции.
В 1928 году Э. Лойтер после резкой критики своих постановок был вынужден покинуть театр. Основными обвинениями, предъявленными режиссеру, были якобы неумение организовать высокую посещаемость театра массовым зрителем, неправильное руководство кадрами. Новым художественным руководителем Всеукраинского Госета в 1928 году стал М.Норвид — в прошлом актер Московского Госета. На ряд постановок приглашался также С. Маргелин — воспитанник студии Е. Вахтангова. Среди лучших постановок этого периода выделялся спектакль «Гирш Леккерт» А. Кушнирова ( реж. М. Норвид, художник Кроль, композитор М.Мильнер). В спектакле осуждался "Бунд" как мелкобуржуазная и оппортунистическая организация. К концу 20-х годов злободневной в еврейском театре становится тема борьбы со шпионажем. В пьесах сатирически высмеивались иностранные шпионы, которые появлялись из-за границы, втирались в доверие к честным советским людям; высмеивались также "мелкобуржуазные элементы" общества и старорежимные привычки интеллигенции. В 1920-е годы – в период первой пятилетки — актуальной также была тема коллективизации.
Из наиболее известных постановок конца 20-х годов можно назвать «Барг Аруф» (" В гору") Чалого, "Ди лецте" ("Последние") Л. Резника, "Нит гедайгет" ("Не грустить") П.Маркиша и др.
Массовым явлением стала постановка классики еврейской литературы самодеятельными коллективами. Для газет тех лет характерными были такие сообщения: “...Недавно в театре пищевиков и деревообработчиков еврейский драмкружок ставил пьесу «Ди ристократен», что изобразил на сцене процесс эксплуатации богатырями слуг. Масса восторженно приветствовала свой драмкружок и его игру”.
В 1920-е годы постоянно создавались также новые драматургические произведения. Этот период по праву можно назвать периодом расцвета еврейской поэзии и прозы. Наиболее популярными авторами были Ицик Фефер, Ноах Лурье, Ицик Кипнис, появилась также большая группа литературоведов и критиков. Большой популярностью в 1920-е годы пользовались поэты Д.Гофштейн, П. Маркиш, Л. Квитко, и критики И. Добрушин, Н. Ойслендер и другие. Большинство из них стали членами Союза писателей СССР и вошли в плеяду мастеров советской литературы. "Выдающийся советский поэт Лев Квитко, — отмечал в 1960 году С. Михалков, — писал книги на своем родном языке... Сирота, сын бедняка-переплетчика из подольского села Голоскова, он самоучкой научился грамоте... Он тянулся к колодцу поэзии, как к свету, словно чувствуя, что литература станет делом всей его жизни".
Была создана известная одесская поэтическая школа, которая соперничала с киевской. Намного позже, выступая на научно-практической конференции "Литературная Одесса 20-х годов", Константин Паустовский отмечал: "Я старался высказать в своих книгах то, что очень много полезного мне принесла дружба со знаменитейшими одесситами, среди которых были такие писатели и поэты, как Исаак Бабель, Эдуард Багрицкий, Илья Ильф..."
Развивалась еврейская режиссура, актерское дело, музыка. Осип Мандельштам, анализируя культурный процесс 20-х годов, отмечал общие закономерности развития еврейской и украинской культуры, их взаимообогащение и взаимопроникновение. Он, в частности, писал: "На днях в Киеве встретились два замечательных театра: украинский "Березиль" и еврейский камерный из Москвы. Большой еврейский актер Михоэлс на проводах "Березиля", который уезжал в Харьков, сказал, обращаясь к украинскому режиссеру Лесю Курбасу: "Мы — братья по крови"... Таинственное слово, которое значит нечто большее, чем мирное сотрудничество и сожительство народов".
В целом сотрудничество разнообразных культур было довольно характерным для периода 20-х годов. "Двадцатые годы — период плюрализма и эстетичной полифонии — стали богатой почвой для поисков и экспериментов, — отмечала Т.Айзикович. — Радикально настроенные прослойки творческой интеллигенции открыли для себя мир джаза и мюзик-холла... В это время зарождаются три основных направления эстрадно-инструментальной музыки, представленной эксцентричными шумовыми эффектами, "театрализованными джазами" и оркестрами "концертного джаза".
Основателем нового направления в музыке, которое в 20-е годы получило название джаз, стал еврейский поэт-декадент Валентин Парнах. Под впечатлением услышанного им в Париже концерта негритянского джаз-банда Луиса Митчелла В.Парнах создал первый в Советской России эксцентричный шумовой оркестр. Он был также автором первых искусствоведческих произведений и стихов о джазе на русском языке. Основателем направления под названием театрализованный джаз стал выдающийся эстрадный актер и музыкант Леонид Утесов (Вансбейн). В 1929 году после его поездки в Берлин и Париж он создал "теа-джаз", в котором соединились элементы мюзик-холла и популярной музыки. В первый коллектив музыкантов, играющих "теа-джаз", входили Я. Скоморовский и Я. Ханин (труба), И. Гершкович (тромбон), Г. Ратнер, И. Зелигман и М. Батхен (саксофон), Д. Скоморовский (фортепиано), 3. Фрадкин (ударные инструменты).
Одновременно с новыми направлениями в музыке развивалось исполнительское искусство классических произведений. В 1929 году в ряде городов Украины проходили гастроли Давида Ойстраха. Он выступал вместе с украинской певицей Татьяной Чубук-Алексеенковой. Газеты писали об одном из их выступлений: “Известный дуэт: еврейская скрипка и украинское сопрано. Тут воедино слились лучшие артистичные способности двух наций... Молодой воспитанник одесской школы игры исполнял произведения... Джузеппе Тартини и этюд № 24 Паганини.”
В данный период начинает формироваться еврейское кино. В 1919 году на экранах появляется первый еврейский фильм, который назывался "Товарищ Абрам". Известный искусствовед Рашит Янгиров писал об этом событии: "Это был достаточно банальный рассказ о парне из местечка, который случайно попал в революционное окружение, но, осознав величие будущих изменений, стал большевиком". Однако процесс создания еврейского кино продолжается и получает свое дальнейшее развитие в фильмах середины 20-х годов, таких, например, как известная экранизация произведения Шолом Алейхема "Менахем Мендл" под названием "Еврейское счастье". "В работе над картиной, — отмечал искусствовед В. Шиловский, — были объединены лучшие силы национального искусства того времени. Автором сценария выступил Г. Гричер-Чериковер, режиссер-постановщик — А. Грановский, автор подписей в кадрах — И. Бабель, а главную роль сыграл Соломон Михоэлс".
В Советской Украине, начиная с середины 20-х годов, большое распространение получила так называемая "одесская субкультура", которая, с одной стороны открыла блестящую плеяду еврейской творческой интеллигенции: И. Бабель, И. Ильф, Э. Петров, Э. Багрицкий, В. Катаев, П. Столярный, Э. Гилельс, Д.Ойстрах, Л. Утесов. С другой — "шедевры" блатной музыки типа "Гоп со смыком", "Мурка", "Лимончики", "С одесского кичмана", которые после революции получили всенародное признание. "Внешне похожие, — отмечала Т.Айзикович, — по интонационному порядку, ритмике с еврейской песней, блатные песни, разумеется, были очень далеки от нее по содержанию".
В целом период 20-х годов был периодом интенсивного развития еврейской культуры, которая была частью многонациональной культуры Советской империи. Политика власти, направленная на разрушение институтов традиционной еврейской общины, привела к ее реструктуризации и в некоторых регионах почти к полному распаду. Это сильно повлияло на политические и культурные процессы, которые проходили в обществе в тот период, и внесло свои коррективы в последующую историю жизни еврейской цивилизации.