Top.Mail.Ru

Наказание без вины

07.08.2002

За несколько месяцев до того, как жители Джорджии в 1915 году учинили самосуд над Лео Франком, повесив его, тот хотел рассказать всем правду, надеясь тем самым опровергнуть обвинение в убийстве 13-летней девочки. “Я чувствую, что мое окончательное оправдание скоро наступит, хотя и должен признать, что трудно в такое время найти способ высказать правду”, — написал Франк журналисту К. П. Коннолли в декабре 1914 года.

То письмо было одним из 18-ти, которые Франк отправлял журналисту начиная с 28 октября 1914 года по 6 апреля 1915 года. Недавно эти письма были получены центром Радера Маркуса при Еврейском колледже в Цинциннати.“Эти письма представляют значительный интерес, потому что при помощи них появляется новый взгляд на мысли Лео Франка, когда его мир перевернулся с ног на голову”, — говорит директор Центра Гари Зола.

Еврейский бизнесмен Лео Франк после 25-дневного интенсивного судебного процесса в августе 1913 года был обвинен в убийстве 13-летней Марии Фаган и приговорен к смертной казни. Она работала в Атланте на фабрике Франка по производству карандашей, и ее тело было найдено в подвальном помещении здания. “В тюремных письмах Франк признается в переживаниях и чувствах после того, как он попал за решетку”, — говорит Зола.

В первых письмах Франк убедительно просил Коннолли не ослаблять попытки публично рассказывать факты происшедшего и надеялся на опровержение обвинения. “Я был бы рад, если бы Верховный суд США дал нам шанс, — писал Франк. – Я получил множество писем с хорошими откликами читателей Ваших статей в журнале “Colliers”. Но адвокаты говорят неправду! ”

Последние письма показывают возрастающую фрустрацию, и Франк высказывает недовольство прокурором и теми, кто пытался ложно обвинить его во время судебного разбирательства, начиненного слепой приверженностью и сомнительными свидетельскими показаниями. Но он не унывал. “Я очень надеюсь на правдивое решение”, — писал он 6 апреля 1915 года, за три дня до того, как Верховный суд отклонил его последнюю апелляцию.

В июне 1915 года губернатор Джорджии смягчил наказание Франка и заменил его пожизненным заключением. Но группа людей похитила Франка из тюрьмы и 17 августа 1915 года расправилась с ним самостоятельно.

В штате Джорджия признали осуждение Лео Франка неправильным в 1986 году, когда бывший работник фабрики признался, что видел, как сторож Джим Конли пронес тело Фаган в подвал здания. Конли, скончавшийся в 1962 году, давал свидетельские показания во время судебного разбирательства, хотя сторона защиты утверждала, что именно он является убийцей. Но штат не снял обвинений с Лео Франка, а извинился только за то, что защита в свое время не одержала верх на судебном процессе.

Родственники Марии Фаган до сих пор считают Франка виновным. “Он был казнен за убийство, и решение 1986 года ничего не меняет”, — говорит 48-летняя племянница жертвы Мария Фаган-Кин. Журналист Коннолли умер в 1933 году. Его внук Фрэнк Коннолли, отославший письма в центр Маркуса, признается, что его дедушка всегда считал Франка невиновным.

Антидефаммационная лига, занимающаяся делами, связанными с антисемитизмом и другими формами дискриминации, также верила в невиновность Франка и с благодарностью отнеслась к тому, что Коннолли передал письма в архивы центра Маркуса. “Каждый кусочек информации поможет завершить процесс по оправданию Франка”, — сообщил директор Лиги Авраам Фоксман.

Убийства, судебные разбирательства и самосуд являются излюбленными темами книг, фильмов, спектаклей и мюзиклов. “Случай с Франком является одним из тех символистических случаев, которые становятся “популярными” в нашей жизни, — говорит Зола. – Они сплошь и рядом. И даже американские евреи, которые бежали от антисемитизма из других стран, осознали, что волна насилия может настигнуть их и в Америке”.

Марина Костылева

{* *}