В рамках советской национальной политики в 1920-е годы проходили процессы, оставившие по себе память. Так, в одном из интересных документов, хранящихся в архиве Центральных органов власти в Киеве, приводятся тезисы программы вовлечения еврейских детей в советские еврейские школы, внедрение которой должно была воплотить в жизнь «евреизацию» евреев небольшого городка Конотопа. Приведём весь документ:
«Наркомпрос УССР. План подготовки к новому учебному году…
1.Поставить перед собой задачу по вовлечению в еврейскую школу в 1926 — 1927 гг. детей, владеющих еврейским языком.
2.Изучить и подготовить возможность перевода учащихся 1-х и 2-х классов русских и украинских школ в еврейские школы, для чего заранее и обследовать этих детей.
3.Изучить возможность в школах… ввести в предмет еврейский язык там, где преобладающее большинство евреев, дабы в дальнейшем можно было их евреизировать.
4.Методы евреизации.
А) Приступить к организации общественно-политического мнения вокруг евреизации не путём административных мер, а путём проведения агитационно-просветительной работы.
Б) Мобилизовать общественно-политическое мнение среди партийцев и комсомольцев, а также притянуть к этой работе пионерские отряды, для чего: делать специальные доклады на собраниях партийных и комсомольских ячеек, где большинство евреев, а также в пионерских отрядах.
В) Бороться с «интернациональными» взглядами партийцев и комсомольцев, которые относятся пассивно к вопросу евреизации.
Г) Провести широкую работу для пояснения того, почему сионисты и другие антисоветские элементы против евреизации.
5. С организованным общественным мнением партийцев и комсомольцев приступить к просветительным кампаниям среди широких еврейских масс.
6. Поставить вопрос о евреизации профсоюзов предприятий, где большинство — евреи.
7. Провести кампанию в клубе кустарей в ЦРК, притянув к этой работе учительство.
8. Устраивать специальные собрания родителей, которые должны отдать своих детей в еврейские школы.
9. В течение 5 месяцев провести конференцию рабочих, кустарей и молодёжи, а также проводить детские конференции.
10. В проводимых кампаниях подчеркнуть, что еврейский язык всё больше и больше проникает в государственную и общественную жизнь страны. (Устройство сельсоветов, судебных камер, райисполкомов на еврейском языке и т.д.)
11. Указать, что еврейские дети, которые учатся в еврейских школах более активнее и политически более развиты, чем еврейские дети, учащиеся в других школах.
12. Организовать в конце учебного года выставку работ Конотопской еврейской школы.
13. Широко информировать еврейское население, что дети, окончившие еврейскую школу имеют возможность поступить в еврейские проф.технические школы ( в г. Конотопе в 1926-1927 гг. намечается открытие школы еврейской кустарной молодёжи).
14. Подчеркнуть, что антисоветское влияние на детей большей частью отражается на еврейских детях, которые учатся в других школах.»
(Центральный государственный архив органов государственной власти и управления Украины, ф.166, опись 6, дело 2031, лист 10. )