«Как-то шотландца спросили, католик он или протестант. Когда тот ответил, что он еврей, вопрос уточнили: еврей-католик или еврей-протестант?» Вполне возможно, что эта милая шутка таит в себе долю правды.
В старейшей шотландской синагоге планируется проведение симпозиума, посвященного вопросам развития и самоидентификации еврейских общин страны. Как утверждают многие эксперты, на сегодняшний день в Шотландии практически отсутствует такое явление, как антисемитизм. А всё потому, что ее коренное население слишком занято выяснением более насущных для себя вопросов, связанных с многовековым противостоянием местных протестантов и ирландских католиков.
Доктор Уильям Кенефик (
William Kenefick), преподающий историю в университете города Данди, собирается представить на симпозиуме свою сравнительную теорию иммиграции евреев и ирландцев, полагая, что в этой части мира ненависти к евреям не ощущалось:
«Шотландия — едва ли не единственная еврропейская страна, не организовывавшая еврейских погромов. Хотя в 1930-х годах волнения не обошли и ее, но они были связаны, скорее, с антигерманскими настроениями в обществе».
«Я тщательно изучил историю конфликта, — продолжает доктор,—
и пришел к выводу, что в Шотландии всегда были “на прицеле” католики, а не евреи. К примеру, в 20-х годах прошлого столетия пресвитерианская церковь Шотландии развернула настоящую войну против ирландских католиков, требуя депортации для иждивенцев... Антиирландская пропаганда приняла тогда просто массовый характер: доходило до того, что под давлением церкви власти фальсифицировали статистические данные, согласно которым ирландцы и жен своих били чаще шотландцев, и в тюрьму чаще попадали, и детская смертность в их общине была гораздо выше… еще и благодаря тому, что ирландцы сами убивали своих детей».
Кенефик провел сравнительный анализ архивных документов и исторических данных, касающихся иммиграции евреев и ирландцев до 1914 года в Горбалс — не самый благополучный район Глазго. Предполагается, что эти исследования ученого найдут свое продолжение в учебнике. Из вышеупомянутых архивных документов становится понятно, что ассимиляция евреев в шотландское общество проходила достаточно быстро и легко. Несмотря на то, что евреи приехали в эту страну чуть не через десять лет после ирландских католиков, через те же десять лет большая часть общины смогла уже переехать из Горбалса в более респектабельный район Глазго.
Кроме того, евреи быстро освоили так называемые «профессии среднего класса», к которым относились, в основном, зубоврачебное дело и другие медицинские специальности. А в 1930-е годы заняли свою нишу и в музыкальной среде, что тоже оказало положительное влияние на их адаптацию в обществе и финансовое положение. Доктор Кенефик продолжает:
«Даже в самых бедных еврейских кварталах витал особый дух — было понятно, что такое положение вещей не вечно и, рано или поздно, эти семьи поднимутся по социальной лестнице. Тем более, что евреи всегда держались друг друга и помогали “соплеменникам”».
Работа ученого основана на теории профессора Лейчестерского университета историка Обри Ньюмана (
Aubrey Newman), который повторяет догадки самого Кенефика, утверждая, что
«в Шотландии коренное население, по всей видимости, терпимее относилось к евреям, потому что там полным ходом шла борьба протестантов и католиков; вообще, евреи играли большую роль в общественной жизни страны в целом и Глазго, в частности. К примеру, Майкл Симонс стал одним из первых чиновников административного аппарата тех времен».
В конце XIX столетия на территорию Объединенного Королевства хлынул поток евреев – массовая иммиграция стала результатом многочисленных кровавых погромов в царской России. Вообще-то, стремились они в Америку и выбирали при этом наиболее дешевые маршруты: например, через Великобританию, где многие так и оставались. Первая еврейская община образовалась в Эдинбурге в 1816 году, в Глазго — в 1823-м. Массовое бегство евреев из России дало этим общинам ощутимый прирост. И евреи всегда помогали вновь прибывшим.
Директор шотландского центра еврейских архивов Харви Каплан (
Harvey Kaplan) утверждает, что разработка теории профессора Ньюмана нуждается в большем внимании и финансировании, поскольку имеет колоссальное значение для дальнейшего развития общины.