Чтобы выявить все обстоятельства, сопутствовавшие факту передачи Финляндией немцам нескольких евреев во время Второй мировой войны, группа ученых приступила к составлению четкого исторического документа по этому делу. Как сообщает сегодняшняя «Jerusalem Post», председатель Национальных архивов Финляндии доктор Юсси Нуортева, входящий в состав исследовательской группы в качестве наблюдателя, официально объявил о начале этой работы на пресс-конференции, состоявшейся в Иерусалиме в понедельник 28 марта.
Общеизвестно, что Финляндия не депортировала и не сдавала нацистам своих еврейских граждан. Тем не менее, это скандинавское государство все же депортировало восемь еврейских беженцев (в память о них названа деревня Яд-Ашмона возле Иерусалима). Кроме того, несколько евреев находились среди представителей некоторых меньшинств и советских военнопленных, которые удерживались финнами либо насильственно были возвращены ими на родину.
На самом деле, финские евреи воевали на стороне немцев с Советским Союзом. С другой стороны, несколько человек из десятков тысяч советских солдат, захваченных финнами в плен во время войны, тоже были евреями.
Широко разрекламированная книга Элины Сана о военнопленных, написанная и изданная в Финляндии в 2003 году, поднимает вопрос о том, знало ли финское правительство о том, что немцы сделают с еврейскими пленными, которых им передавали финны. Центр Симона Визенталя уже обращался к правительству Финляндии с просьбой провести тщательное расследование по этому делу. По словам Нуортева, финские власти отреагировали на запрос назначением одного из самых уважаемых в стране историков руководителем исследовательской группы. Его отчет, обнародованный около года назад, лег в основу работы нынешних исследователей. Как сообщил Нуортева, канцелярия премьер-министра страны выделила на реализацию этого проекта 2 миллиона евро.
Нуортева предупредил, что работа по сопоставлению многих тысяч документов по военнопленным будет очень сложной, кропотливой и потребует много времени. Председатель Национальных архивов высоко оценил деятельность иерусалимского мемориала «Яд Вашем» по сотрудничеству в исследовании, особенно в сравнении с архивами ФРГ и России.