Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.05.2009
Обнаружены документы, способные изменить традиционное представление об отношении президента США Франклина Делано Рузвельта к Холокосту. В конце 30-х годов Рузвельт искал возможность предоставить убежище для европейских евреев, преследовавшихся нацистским режимом.
Рузвельт был «виртуозным политиком, пытавшимся совершать гуманные поступки даже в сложных условиях 30-х годов», — пишет историк Ричард Брейтман, один из составителей книги «Беженцы и спасение: дневники и документы Джеймса Макдональда (1935-1945)».
Джеймс Макдональд был советником Рузвельта по делам беженцев. В 1933 году он встречался с Гитлером. Побеседовав с фюрером, Макдональд убедился в намерении лидера нацистов истребить всех европейских евреев.
25 лет назад вышла книга «Отказ от евреев: Америка и Холокост», в которой утверждалось, что американский президент не сделал практически ничего для того, чтобы спасти европейских евреев от гибели.
По словам Брейтмана, такое представление не совсем верно. Ведь в 1938 году Рузвельт а) изменил иммиграционный закон, ликвидировав ограничительные квоты, что позволило 27 370 беженцам из Германии (в основном евреям) переселиться в США; б) вынашивал планы переселить миллионы евреев из Центральной и Восточной Европы в другие страны, преимущественно в Латинскую Америку; в) в случае, если бы Британия дала разрешение на въезд большего количества евреев в подмандатную Палестину, планировал выделить из американского бюджета 150 миллионов долларов в качестве помощи репатриантам.
Усилия Рузвельта, в том числе Эвианская конференция по делам беженцев, пошли прахом. Республиканское большинство Конгресса проголосовало против того, чтобы предоставить 20 тысячам малолетним еврейским беженцам возможность въехать в США.
Кроме того, Брейтман считает, что Рузвельт несправедливо обвиняется в том, что отказался предоставить убежище в США 900 еврейским беженцам с корабля «Сент-Луис», которых отказались принять также Куба и Канада. Судну пришлось вернуться в Европу, а большинство пассажиров разделили участь шести миллионов жертв Холокоста.
По словам Брейтмана, Рузвельт считал, что проблему нужно решать комплексно, а прием небольшого числа беженцев общую картину изменить бы не смог.
Историк Рафаэль Мэдофф, исследовавший проблему «США и Холокост», считает, что книга вряд ли сможет полностью реабилитировать Рузвельта. По словам Мэдоффа, президент не смог предпринять шагов, направленных на спасение европейских евреев. По мнению исследователя, Рузвельт мог бы предоставить еврейским беженцам временное убежище на территории США или, например, на принадлежащих Америке Виргинских островах, но не сделал этого. «Печально осознавать, что вместо этого политик, который, как утверждается, был гуманистом, неравнодушным к судьбе “маленького человека”, не смог или не захотел ничего сделать»,— делится размышлениями Мэдофф. Исследователь Холокоста Дебора Липштадт из Атланты полагает, что книга заставит многих историков переосмыслить прошлое. «Вполне возможно, президент Рузвельт заслуживает лучшего к себе отношения», — считает она.
Роберт Берг