Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.06.2011
70 лет назад, 1-го июня 1941 года, Багдад пережил кровавый еврейский погром, получивший название «Фархуд». Трагедия унесла жизни более 150 евреев; около 800 человек получили тяжелые ранения. Разграблению подверглись более 600 принадлежавших евреям торговых и промышленных предприятий.
События в Багдаде можно назвать «арабским эквивалентом» печально известной Хрустальной ночи. Среди зачинщиков бесчинств были военнослужащие, полицейские, активисты молодежных националистических группировок.
Еврейская община возникла в Багдаде в I тысячелетии до н.э. — задолго до появления в этом регионе арабов. Накануне Второй мировой войны численность еврейского населения иракской столицы составляла 90 тысяч человек. Евреи играли важнейшую роль в различных сферах жизни города.
В 30-х годах ХХ века иракская пресса начала вести активную антисемитскую и антисионистскую пропаганду. Евреев, преданно любивших свою страну, представляли чуждым и вредным меньшинством, которому нет места в иракском обществе.
На иракских националистов, как и на их «коллег» в Сирии, Ливане, Палестине и Египте, сильное влияние оказывала нацистская пропаганда. Идеология национал-социализма представлялась им идеальным инструментом для достижения арабского единства как в рамках страны, так и всего Ближнего Востока. В 1930-е годы в Ираке появились мыслители, ставшие идеологами арабского национализма. Среди них — прогермански настроенный панарабист Сати аль-Хусри и основатель Партии арабского социалистического возрождения (БААС), приверженец идей национал-социализма Мишель Афлак. Доктор Сами Шавкат, занимавший в 1930-х годах пост министра образования Ирака, также симпатизировал нацистам и активно пропагандировал их идеи в среде иракской молодежи. Шавкат разработал ряд радикальных антиеврейских лозунгов, которые по сути немногим отличались от нацистских. В книге «Наши цели» (1939) Шавкат открыто призывает к уничтожению иракских евреев, что, по его мнению, должно способствовать национальному возрождению Ирака и объединению арабской нации.
В 1934 году в Багдаде был издан первый перевод на арабский книги Гитлера «Майн Кампф». Расовые теории Гитлера, объявившего семитов «низшей расой», были предусмотрительно подкорректированы (чтобы читатели не подумали, что гитлеровский антисемитизм направлен также и против арабов). «Майн Кампф» перевел Юнус аль-Сабави, ярый антисемит и сторонник идей нацизма, оказавший значительное влияние на политический курс страны. С апреля по июнь 1941 года аль-Сабави занимал пост министра экономики Ирака. Его считают одним из главных инициаторов Фархуда. Близким другом аль-Сабави был посол Германии в Ираке Фриц Гробба, выдающийся востоковед, свободно владевший фарси, арабским и турецким языками. Гробба убедил Гитлера в том, что Германия должна поддержать арабских националистов, стремящихся избавиться от британского контроля. Гробба распространял теорию, согласно которой иракские евреи являются «пятой колонной Великобритании» и, соответственно, злейшими врагами как гитлеровской Германии, так и арабской нации.
Лепту в разжигание межнациональной розни внес муфтий Иерусалима Хадж Амин аль-Хусейни, бежавший в конце 30-х в Багдад. Муфтий объявил джихад как британцам, так и евреям. Он оказал значительное влияние на пронацистски настроенного политика Рашида Али аль-Гайлани. 1 апреля 1941 года аль-Гайлани осуществил государственный переворот, сместив непопулярного регента королевства, Абд аль-Илаха из Хашимитской династии, и заняв его место. В это время антибританская и антисемитская пропаганда достигает своего пика. Свергнутый регент Абд аль-Илах и смещенный глава правительства Нури аль-Саид находились некоторое время в качестве политических беженцев в Аммане, но вскоре британские войска восстановили их власть в Ираке. Уже в начале июня регент возвращается в Багдад. Погром, произошедший в иракской столице 1 июня, был во многом спровоцирован реставрацией режима аль-Илаха. Тогда британская армия предпочла не вмешиваться в конфликт. Большинство иракских мусульман воспринимало британцев как жестоких колонизаторов, евреев — как их пособников, а нацистов — как спасителей от империалистического гнета.
В течение десятилетий арабские историки отрицали или замалчивали трагедию, произошедшую с багдадскими евреями. Многие израильские авторы также недооценивали масштаб произошедшего.
В 1941 году иракские евреи стали объектом ненависти сразу трех групп антисемитов: германских нацистов, палестинских эмигрантов во главе с муфтием Амином аль-Хусейни и иракских панарабских националистов. Десять лет спустя правительство Ирака во главе с Нури эс-Саидом лишило евреев гражданских прав и конфисковало их имущество, что спровоцировало эмиграцию 120 тысяч человек. Так исчезла одна из самых древних еврейских общин диаспоры.
Трагические события в Багдаде представляют собой не только преступление против всего человечества, но и неисследованную сторону истории Холокоста. Случившееся стало наглядным доказательством того, сколь уязвимы евреи, живущие в арабских странах. Со времен Фархуда положение евреев в арабском мире не изменилось к лучшему. Евреи региона — от Марокко до Ирака — будут, как и прежде, подвергаться преследованиям. Сильный и процветающий Израиль — единственный фактор, способный предотвратить злодеяния, подобные Багдадскому погрому 1941 года.Соня Бакулина