Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
16.08.2011
Зимой 1941 года в лагере смерти Освенцим был сформирован оркестр. Главная его задача заключалась в музыкальном сопровождении выхода заключенных на работу и возвращения в бараки. Узники-музыканты ежедневно стояли на плацу и играли для заключенных марши, под ритм которых нацисты сгоняли людей на работы. По субботам оркестр выступал перед охранниками лагеря, а по воскресеньям играл для коменданта лагеря Рудольфа Гёсса, его семьи и друзей.
Недавний вечер, состоявшийся в рамках созданного для офицеров ЦАХАЛа проекта «Эдим бе-мадим» («Свидетели в погонах»), запомнился выступлением известного скрипача Шломо Минца. Уникальность концерта заключалась в том, что в руках у музыканта была скрипка, принадлежавшая в прошлом скрипачу из того самого освенцимского «оркестра смерти». Этот инструмент, как и многие другие, нашел и бережно отреставрировал израильский скрипичных дел мастер Амнон Вайнштейн.
Вайнштейн в течение десяти лет рестраврировал скрипки, сохранившиеся со времен Холокоста, собранные им по всей Европе. Эту идею мастеру подал один из его студентов, приехавший в Израиль из Германии в середине 90-х годов. «Он предположил, что в Германии и в странах Восточной Европы наверняка остались скрипки, на которых в те страшные годы играли музыканты-евреи, — рассказывает Вайнштейн. — Я решил разыскать эти инструменты и вернуть их к жизни».
За 10 лет мастеру удалось отреставрировать 28 скрипок. Владельцы инструментов, зачастую не подозревавшие об их ценности, хранили скрипки на чердаках и в мансардах, где те без надобности пылились на протяжении многих лет. «Первая найденная мной скрипка принадлежала варшавскому скрипачу Шимону Кронгольду, который купил ее у мастера Якова Циммермана, учившего скрипичному делу моего отца, — говорит Вайнштейн. — Циммерман создал этот инструмент в 1924 году специально для Шимона. На нем стоит его автограф на идише».
Шимон Кронгольд бежал из оккупированной Польши в Советский Союз. В 1946 году Кронгольд умер в Ташкенте. Коллекция Вайнштейна, которую он назвал «Скрипки надежды», неоднократно выставлялась в Европе. «Мы вместе со Шломо Минцем приезжали с ней в Освенцим», — рассказывает мастер.
В 2007 году Шломо Минц выступил у Стены плача, сыграв на двух скрипках из коллекции Вайнштейна.
Несколько недель назад музыкант дал концерт в штабе израильских ВВС в Герцлии. Выступление состоялось в рамках культурного проекта «Эдим бе-мадим», возникшего по инициативе генерал-лейтенанта Гидеона Шарава, родители которого пережили Холокост.
Проект предусматривает посещение военнослужащими ЦАХАЛа бывших лагерей смерти в сопровождении бывших узников Освенцима. В этом году в программе приняли участие уже 150 офицеров.
Соня Бакулина