Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
17.01.2012
В шведских архивах обнаружены новые документы, проливающие свет на судьбу Рауля Валленберга — шведского дипломата, спасшего в годы Второй мировой войны жизни тысяч венгерских евреев. Согласно этим материалам, международная комиссия, расследовавшая в начале 90-х годов обстоятельства исчезновения Валленберга в Москве, не смогла завершить работу из-за вмешательства КГБ.
Рауль Валленберг, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, рискуя собственной жизнью, спас от нацистского геноцида десятки тысяч венгерских евреев. 13 января 1945 года шведский дипломат был арестован советским военным патрулем в Будапеште. С тех пор его о его судьбе ничего неизвестно.
Согласно официальной версии, Валленберг был расстрелян 17 июля 1947 года. При этом его останков так никто и не видел. По некоторым сведениям, дипломат мог оставаться в живых и после этой даты.
Историки, занимавшиеся делом Валленберга в 90-е годы, надеялись, что судьба дипломата прояснится после того, как их допустят до работы в архивах КГБ и других советских силовых ведомств. Однако в документе Министерства иностранных дел Швеции говорится, что КГБ сделал все возможное, чтобы следствие было прекращено. К такому выводу пришла германский исследователь Сюзанна Бергер, которая многие годы занимается поисками материалов, связанных с исчезновением шведского дипломата.
В документе шведского посольства в Москве от 1991 года содержится ссылка на информацию от бывшего руководителя Особого архива (ныне Центр хранения историко-документальных коллекций) Анатолия Прокопенко. По его словам, КГБ дал ему указание прекратить поиск документов по запросу историков, изучавших судьбу Валленберга. В документе шведского МИДа говорится также о том, что КГБ потребовал предоставить копии всех документов, изученных комиссией. Бергер подчеркивает уникальность документа, который свидетельствует о борьбе исследователей за право быть допущенными к секретным советским архивам.
По словам Прокопенко, обнаружив документ, свидетельствующий о переводе Валленберга из одной советской тюрьмы в другую, исследователи не поверили своему счастью. Они немедленно поведали о своем открытии остальным участникам комиссии, что и стало их главной ошибкой. Реакция КГБ не заставила долго ждать, и доступ к секретным документам был закрыт. Прокопенко выполнил приказ, объяснив это тем, что у него просто не было другого выбора.
В 1997 году Прокопенко рассказал о вмешательстве КГБ в дело Рауля Валленберга в интервью одной из российских газет. После этого шведское правительство рассекретило некоторые документы из своих архивов, касающиеся Валленберга.
Исследователи Сюзан Бергер и Вадим Бирштейн получили доступ к отдельным документам, связанным с исчезновением Валленберга, хотя большая часть материалов до сих пор хранится под грифом «секретно».
«Самые важные документы по-прежнему недоступны нам», — отмечает Бергер. По ее словам, материалы, переданные российской стороной в 1991 году в открытый доступ, вскоре были снова засекречены. Они содержали сведения о том, что Валленберг был, якобы, допрошен спустя шесть дней после даты своей смерти согласно документам.Соня Бакулина