Top.Mail.Ru

Советская торпеда потопила еврейских беженцев

27.02.2012

На прошлой неделе в Румынии, Израиле, Турции и других странах почтили память 768 пассажиров судна «Струма», перевозившего еврейских иммигрантов из союзной нацистам Румынии в Палестину. 70 лет назад, 24 февраля 1942 года, судно, зафрахтованное еврейской общиной Румынии, было потоплено советской подводной лодкой Щ-123. Из 769 пассажиров «Струмы» в живых остался лишь один человек.

«В этой трагедии виновны сразу несколько государств, — отмечает израильский историк Ливиу Ротман. — Однако главная ответственность лежит на режиме Антонеску».

12 декабря 1941 года на борт «Струмы» поднялись 769 еврейских беженцев. Судно не было рассчитано на дальнее плавание, в нормальных условиях на нем могло разместиться не более 100 человек. После отплытия из румынского порта Констанца у «Струмы» то и дело приходили в негодность двигатели. Три дня спустя корабль, следовавший в Палестину, доплыл до Стамбула, где был сразу же отправлен на технический осмотр.

На протяжении десяти недель турецкое и британское правительства вели тайные переговоры о судьбе пассажиров, которых британцы не хотели пускать в Палестину, а турецкие власти, в свою очередь, не желали оставлять у себя. Британский посол в Турции Хью Начбулл-Хьюджесон направил в Лондон предложение «не перекладывать ответственность на турецкое правительство и позволить беженцам продолжить свой путь в направлении Дарданелл и далее в Палестину, где они, несмотря на свой нелегальный статус, могли бы остаться и получить гуманное обращение». Верховный комиссар Палестины Гарольд Макмайкл и министр по делам Ближнего Востока были категорически против. Запретив пассажирам «Струмы» въезд в Палестину, они сослались на множество причин, например, что «беженцы не обладают востребованными профессиями и потому будут непродуктивным элементом населения». Указывалось также на необходимость «предотвратить проникновение нацистских агентов под прикрытием беженцев».

Медицинская помощь на корабле была организована силами самих пассажиров. Группу из 30 врачей и медсестер из числа пассажиров возглавил некто доктор Лебель. На борт «Струмы» были доставлены 10 газет на французском и 100 почтовых открыток. Желавших написать было намного больше, поэтому среди дошедших до родственников в Палестине посланий были приписки для других людей с просьбой переправить известие по нужному адресу.

«Хотелось написать о многом. Можно было бы заполнить целую книгу тем, что хотелось написать. Люди писали, пристроившись на нарах, втиснувшись в уголок на палубе, прислонившись к стене склада в трюме. Кто ручкой, кто карандашом, кто, прикрепив к найденной щепке перо...», — писал Давид Столяр, единственный пассажир «Струмы», которому посчастливилось выжить после гибели корабля.

Новый 1942 год пассажиры «Струмы» встречали на корабле. Доктор Лебель предложил почтить минутой молчания евреев, уничтоженных на территории Транснистрии. Столяр также писал о трех свадьбах: запись была гражданская; церемонию вел капитан судна, болгарин (судно шло под болгарским флагом).

Санитарные условия и ситуация с продовольствием на переполненном корабле с каждым днем становились все хуже. Несмотря на продолжавшиеся несколько недель работы по починке двигателя, он всё никак не заводился.

24 февраля 1942 года, на следующий день после буксировки, «Струма» погибла в результате взрыва. В 10.45 подводная лодка Щ-123 выпустила одиночную торпеду по «крупному транспортному средству под болгарским флагом», после чего наблюдался взрыв и затопление объекта. Из всех пассажиров удалось спасти лишь 19-летнего Столяра, уцелевшего на одном из обломков до прибытия спасателей.

Столяр вспоминал, что «корабль, будто по мановению волшебной палочки, начал погружаться на дно». Все это время он находился в сознании. По словам Давида, его спасла кожаная куртка и спасательный круг. Сначала в живых остались двое — Столяр и пассажир, фамилию которого он нигде не упоминает, но отмечает, что тот отвечал за порядок на корабле. Вскоре неизвестный утонул, а Давид попытался перочинным ножом вскрыть себе вены. «От холода мои руки не слушались», — говорил он позже. Спасатели подобрали Давида не сразу; его долгое время держали в больнице под наблюдением турецких полицейских.

К марту 1942 года Столяр был уже в Палестине.

«Передал факты такими, какими их пережил. Допускаю, что позже, спустя десятилетия, а может, и столетия, какой-нибудь исследователь вернется к истории “Струмы”. Отдаленность во времени, быть может, позволит ему расшифровать намеки, прояснить загадки, которые остались неподвластны мне. Я останавливаюсь на этом», — писал Давид Столяр.

После гибели «Струмы» подпольная еврейская организация ЛЕХИ выпустила листовку: «Генерал Макмайкл разыскивается за убийство». В 1944 году ЛЕХИ организовала покушение на Макмайкла. Сам он не пострадал, но его жена была ранена.

Несколько лет назад на месте, где затонула «Струма», турецкие водолазы обнаружили останки корабля, однако пока достоверно не установлено, принадлежали ли они «Струме».

В израильских городах Ашдод и Холон установлены монументы, посвященные памяти погибших. «Трагедия “Cтрумы” — принадлежит как к румынской, так и к израильской истории, — говорит румынский писатель Стелиан Танасе. — Несчастные оказались между антисемитским режимом Антонеску, нацистами в Европе и циничными дельцами, желавшими нажиться на их горе».

Члены еврейской общины Турции заявили в ходе мемориальной церемонии в Стамбуле, что Турция должна найти мужество и извиниться за произошедшее. «Канцлер Германии Ангела Меркель извинилась за расправу, учиненную нацистами над гражданами Турции в годы Второй мировой войны, — отметил один из лидеров турецких евреев Ицхак Алатон. — Анкаре, в свою очередь, следует совершить аналогичный мужественный поступок».

Алатон рассказал, как в 1941 году он, 15-летний, каждый день приносил хлеб пассажирам стоявшей в стамбульском порту «Струмы». «Когда корабль отплыл, у меня появилось предувствие, что этих несчастных людей ждет смерть, — вспоминает Алатон, — только евреи помогали этим обездоленным, измученным болезнями и голодом».
 

Полина Ковалевич

{* *}